В настоящее время число пациентов с травмами челюстно-лицевой области по отношению к общему числу травматических повреждений колеблется в пределах от 3,2 до 15%. Среди травм челюстно-лицевой области 12-30% случаев составляют повреждения средней зоны лица. Для оптимизации реконструктивных вмешательств все чаще используются интраоперационные навигационные системы. Целью данного исследования была оценка эффективности использования навигационных систем при устранении деформаций скуло-орбитального комплекса. Материал и методы. В ходе исследования были прооперированы 9 пациентов с различными типами посттравматических деформаций скуло-орбитального комплекса. Для проведения предоперационного виртуального моделирования и интраоперационного контроля использовалась оптическая навигационная система «BrainLab 18070 Kick». Клинико-рентгенологический и цефалометрический анализ результатов лечения 9 пациентов показал высокую перспективность метода виртуального планирования оперативного вмешательства в комбинации с интраоперационной компьютерной навигацией. Выводы. На основании результатов цефалометрического и рентгенологического обследований сделан вывод, что применение виртуального планирования и интраоперационной компьютерной навигации при устранении посттравматических деформаций позволяет увеличить точность хирургического вмешательства, а погрешность в позиционировании костных фрагментов и реконструктивных имплантатов составляет не более 0,3 мм.
Background. Currently, the number of patients with maxillofacial region injuries in relation to the total number of traumas ranges from 3.2 to 15%. Among the maxillofacial area damages, 1230% of them are the middle face injuries. In order to optimize reconstructive interventions, intraoperative navigation systems are increasingly being used. Aim. To evaluate the effectiveness of navigation systems use during the zygomatico-orbital complex deformations elimination. Material and methods. Nine patients with different types of posttraumatic deformities of the zygomatico-orbital complex who underwent surgery were included into the study. For preoperative virtual modeling and intraoperative control, the authors used the optical navigation system “BrainLab 18070 Kick”. Clinical examination, X-ray and cephalometric analysis of treatment results showed high opportunities of this method for virtual planning of surgery in combination with intraoperative computer navigation. Conclusions. Based on the results of cephalometric and radiologic examinations, the authors concluded that the use of virtual planning and intraoperative computer navigation in the posttraumatic deformations elimination makes it possible to increase the accuracy of surgical intervention, and the error in the positioning of bone fragments and reconstructive implants is no more than 0.3 mm.