Статья посвящена анализу возможностей беспилотных летательных аппаратов при решении задач землеустройства и в частности при расчете объемов земляных масс. В статье изложено сравнение двух способов создания цифровых моделей рельефа. А именно создание ЦМР (цифровой модели рельефа) в результате фотограмметрической обработки снимков, полученных при аэрофотосъемке с БПЛА (беспилотного летательного аппарата) и более традиционный способ наземной съемки с использованием современного тахеометра. Основным критерием качества создаваемой ЦМР является пространственная точность координат точек, на основе которых она создавалась. В подавляющем большинстве случаев в качестве основы для ЦМР выступает топографический план местности М 1:500. Поскольку на данный момент официальных инструкций и методик для создания топографических планов с использованием БПЛА не существует, возникает необходимость обосновать возможность или невозможность их использования для данного вида работ, а, вследствие, и для расчета объемов земляных масс. В рамках исследования был поставлен эксперимент, по результатам которого установлено, что качество ЦМР, создаваемой по результатам аэрофотосъемки с использованием БПЛА, является неудовлетворительным. Качество ЦМР можно улучшить, включив в расчет параметры калибровки, а также, используя классическое фотограмметрическое программное обеспечение.
The research is devoted to the analysis of the use of unmanned aerial vehicles in solving land survey problems and in particular when calculating the volume of ground masses. The report presents a comparison of the two methods for DTM (digital terrain models) generation. Namely, the DTM generation as a result of photogrammetric processing of images obtained during aerial surveying with UAVs (use of unmanned aerial vehicles) and a more traditional method of ground surveying using a modern total station. Obviously, the main criterion for the quality of the generated DTM is the accuracy of the spatial coordinates of its points. In the most cases, the topographic plan of the terrain at a scale 1: 500 is used as the basis for the DTM. As there are no official instructions and methods for creating topographic plans using UAV, it becomes necessary to justify the possibility or impossibility of using them for this type of work, and in consequence for calculating the volumes of ground masses. An experiment was conducted within the framework of the study, according to which it was established that the quality of the DTM created by the results of aerial photography using UAV is unsatisfactory. The quality of DTM can be improved by including calibration parameters in the calculation, as well as using classical photogrammetric software.