КОНСТРУКТИВНАЯ И ДЕСТРУКТИВНАЯ АГРЕССИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ: АРГУМЕНТАТИВНОСТЬ И ВЕРБАЛЬНАЯ АГРЕССИЯ

Основная цель данной статьи - рассмотреть актуальные вопросы в изучении вербальной агрессии и аргументативности на примере дебатов Хиллари Клинтон и Дональда Трампа. Исследуя агрессивную коммуникацию, необходимо принимать во внимание, что наряду с вербальной агрессией существует такое понятие, как аргументативность. Оба явления вытекают из модели агрессивной коммуникации, через которую передается агрессия в языке. В основе данной модели лежат личностные качества. Принцип данной модели основывается на четырех агрессивных личностных качествах: вербальная агрессия, аргументативность, враждебность и настойчивость. Таким образом, качества делятся на конструктивные (аргументативность) и деструктивные (вербальная агрессия). Агрессивная коммуникация считается конструктивной, если она приводит к удовлетворению от коммуникации и увеличивает ценность диадических отношений. Агрессивная коммуникация считается деструктивной, если она ведет к неудовлетворению от отношений и к тому, чтобы хотя бы один собеседник испытывает негативные суждения о себе. И, таким образом, существует два исхода в модели агрессивной коммуникации: удовлетворение на уровне сообщения и удовлетворение на уровне отношений. Данные исходы служат в определении конструктивности или деструктивности личностных качеств агрессии. Так как изначально агрессия считалась только психологическим явлением, она, таким образом, хорошо изучена в психологии. Изучение же агрессии в лингвистике как явление коммуникации началось сравнительно недавно, соответственно, вербальная агрессия изучена недостаточно полно. Среди исследователей, занимающихся изучением вербальной агрессии, нет единого определения данному понятию, но все они сходятся во мнении, что цель вербальной агрессии - нанесение психологического вреда оппоненту. Явления вербальной агрессии и аргументативности тесно связаны между собой и относятся к конфликтному межличностному взаимодействию. Данная статья намерена определить различия между ними по принципу конструктивной и деструктивной составляющих агрессивной коммуникации. Также описываются стимулы, мотивирующие применение как вербальной агрессии, так и аргументативности в конфликтных коммуникативных актах. В данной статье приводится классификация вербальной агрессии и исходов агрессивной коммуникации.

CONSTRUCTIVE AND DESTRUCTIVE AGGRESSIVE COMMUNCATION: ARGUMENTATIVENESS AND VERBAL AGGRESSIVENESS

The main purpose of this article is to consider some current issues in the study of verbal aggressiveness and argumentativeness based on Clinton-Trump debate. Aggression in language transfers through the Aggressive Communication Model (ACM). This model is conceptualized within personality framework. The principle of the ACM are four aggressive personality traits - verbal aggressiveness, argumentativeness, hostility and assertiveness. The basis of the Aggressive Communication Model is built on personality traits. Thus, the traits are arranged into constructive (argumentativeness) and destructive (verbal aggressiveness). Aggressive communication is constructive if it encourages communication satisfaction and enlarges the value of dyadic relationship. Aggressive communication is destructive when it conducts to relationship dissatisfaction and at least one interlocutor experiences negative judgment about himself. Lastly, there are two outcomes in aggressive communication that serve to define the constructive or destructive origin of aggressive traits - communication satisfaction and relationship satisfaction. In the first place, aggression is considered to be a psychological phenomenon, therefore its essence has been investigated profoundly in Psychology. The study of aggression in Linguistics as a communication phenomenon has begun relatively recently, hence verbal aggressiveness is studied insignificantly. Among the scholars, there is no single definition of aggression in communication, also there is such phenomenon as argumentativeness. Verbal aggressiveness and argumentativeness are distinct but closely related concepts that apply to conflict interpersonal interaction. The article distinguishes the differences between these two notions as types of destructive and constructive aggressive communication. The motivations encouraging the implementation of verbal aggressiveness or argumentativeness on controversial issues are being described. The article suggests a classification of verbal aggressiveness and aggressive communication outcomes.

Авторы
Издательство
РУДН
Язык
Русский
Страницы
185-193
Статус
Опубликовано
Год
2017
Организации
  • 1 Российский университет дружбы народов
Ключевые слова
discourse; intercultural communication; aggressiveness; дискурс; межкультурная коммуникация; агрессия
Цитировать
Поделиться

Другие записи

Сороковых Г.В., Плешко А.А.
Функциональные аспекты межкультурной коммуникации и проблемы перевода : сборник статей IV Международной научной междисциплинарной конференции. Москва, 22 ноября 2017 г.. РУДН. 2017. С. 276-291