В статье рассматривается развитие кросскультурной грамотности студентов, как процесс формирования личности, обладающей российской идентичностью, т.е. готовностью к межкультурному диалогу, толерантности, ценности многообразия культур. На основе проведенного анализа развития поликультурного общества современной России сформулированы основные значимые социокультурные факторы (возрастание темпов интеграции и дифференциации в межэтнических отношениях; психологопедагогический потенциал кросскультурной грамотности не только как цель сохранения культуры своего народа, но и формирование позитивного отношения к культурам других народов; история становления и развития народов, определяющая не только отношение к прошлому, но и перспективы развития государства; снижение уровня доверия между этническими группами, приводящее к росту негативных отношений, активизации ксенофобии и агрессивного поведения; тенденция к увеличению молодежных организаций, объединенных националистическими взглядами), на основе которых происходит формирование и становление кросскультурной грамотности как основы российской идентичности в современном поликультурном образовательном пространстве. Процесс обучения должен осуществляться при соблюдении принципов обучения и воспитания, способствующих развитию и воспитанию учащихся; социокультурному соответствию; сознательности и активности обучающихся. При этом должен учитываться принцип положительной мотивации и благоприятного климата обучения в сочетании с индивидуальными и коллективными формами обучения. Психолого-педагогическое сопровождение развития кросскультурной грамотности формирует единство и интеграцию этнической и гражданской идентичности, что способствует признанию личности себя одновременно и представителем своего этноса и гражданином многонациональной России.
In article development of krosskulturny literacy of students as process of formation of the personality possessing the Russian identity, i.e. readiness for cross-cultural dialogue, tolerance, value of variety of cultures is considered. On the basis of the carried-out analysis of development of polycultural society of modern Russia the major significant sociocultural factors (increase of rates of integration and differentiation in the interethnic relations are formulated; psychology and pedagogical potential of krosskulturny literacy not only as purpose of preservation of culture of the people, but also formation of the positive attitude towards cultures of other people; the history of formation and development of the people defining not only the relation to the past, but also prospects of development of the state; the decrease in level of trust between ethnic groups leading to growth of negative attitudes, activization of xenophobia and aggressive behavior; tendency to increase in the youth organizations united by nationalist views) on the basis of which there is a formation and formation of krosskulturny literacy as bases of the Russian identity in modern polycultural educational space. Process of training has to be carried out at the observance of the principles of training and education promoting development and education of pupils; to sociocultural compliance; consciousness and activity of the trained. Thus the principle of positive motivation and favorable climate of training in combination with individual and collective forms of education has to be considered. Psychology and pedagogical maintenance of development of krosskulturny literacy forms unity and integration of ethnic and civil identity that promotes recognition of the personality of at the same time by both the representative of the ethnos and the citizen of multinational Russia.