В статье представлен полемический разбор некоторых положений монографии известного исследователя истории русской философии Роберто Салиццони, посвященной анализу творчества М. М. Бахтина. Автор оспаривает мнение, широко распространенное в исследовательской литературе, согласно которому Бахтин не просто не оригинальный и не интересный философ, а плагиатор, который умело использовал философские идеи других (прежде всего европейских) авторов в своих произведениях и никак на них не ссылался. Читателю предлагается поразмышлять над «вечными проблемами» бахтинистики: было ли творчество Бахтина самостоятельным или он заимствовал свои идеи у других авторов, был ли Бахтин теоретиком литературы или философом, к какому философскому направлению более всего тяготеет его концепция, в чем именно заключается оригинальность творчества русского мыслителя. Отмечая, что Бахтина не стоит «приписывать» к какой-то определенной философской школе, автор показывает, что ближе всего философская позиция русского мыслителя находится к неокантианству. В то же время, она была позицией самостоятельной, поскольку основывалась на творчески усвоенных ключевых положениях марбургской школы, позволяющей вести продуктивный диалог с конструктивными идеями других философских направлений, в том числе феноменологии и герменевтики. Смысл полемики с Роберто Салиццони автор видит в том, чтобы стимулировать исследования культурфилософской концепции Бахтина в ее диалогическом варианте.