В докладе рассматривается социально-политическое положение о. Цейлон в начале XX в. на фоне открывшихся новых направлений в экономике и налоговых реформ, приведших к нарастанию недовольства населения и как следствие всплеску освободительного движения. Борьба за национальное возрождение приобрела особый размах после приезда на Цейлон основателей Теософского общества Г.С. Олькотта и Е.П. Блаватской, что также положило начало знакомства с Россией широкого круга цейлонцев. Попытки местного буддийского деятеля Анагарики Дхармапалы и американца Олькотта, жившего на Цейлоне, наладить контакты с буддистами России и с учеными-буддологами рассматриваются как новое направление в двухсторонних культурных связях. Агитация общества Маха Бодхи за воздержание от алкоголя и говядины ради нравственного очищения была созвучна с идеями вегетарианства Л.Н. Толстого. На острове он был известен как мыслитель и филантроп, от него ждали даже материальной поддержки. Интересным документом в этой связи представляется письмо цейлонского буддийского монаха Саддхатиссы, который организовал школу для детей из бедных семьей вне зависимости от кастовой принадлежности и вероисповедания.
The report examines the socio-political situation of the island of Ceylon in the early 20th century in the background of the opening of new directions in the economy and tax reforms that led to growing discontent the people, providing a new impetus to the national liberation movement. The struggle for national revival, acquired a special scope after the arrival of the founders of the Theosophical Society such as H.S. Olcott and E.P. Blavatskaya, which marked the beginning of familiarization with Russia for a wide range of Ceylonese people. Attempts of Anagarika Dharmapala, a local Buddhist leader and Olcott who lived in Ceylon, to establish contacts between local Buddhists and Buddhist scholars of Russia are seen as a new trend in upsurging bilateral cultural ties. The campaign of the Maha Bodhi Society in the cause of refraining from consumption of alcohol and beef for the sake of moral purification was in line with the idea of Tolstoy's vegetarianism. On the island he was famous as a glories thinker and philanthropist, from whom even material support was expected. An interesting document in this connection is a letter from Rev. Sadhathissa, a Ceylonese Buddhist monk. He organized a school for children from poor families, who were accepted to it regardless of caste and religion.