Христиан Томазий о религии и морали: начало Просвещения в Германии

Христиан Томазий (1655-1728) - один из известнейших мыслителей своего времени - положил начало изменению стиля философствования в Германии со схоластического на жизненно ориентированный, в силу чего его принято считать основателем Просвещения в Германии. Интерес Томазия к вопросам, ответы на которые значимы для каждого человека, а не только для узкой группы ученых профессионалов, прослеживается во всех его основных работах, которые по преимуществу относятся к сфере практической философии. Основой его философских взглядов можно считать концепцию «разумной любви», разрабатываемую им, по его собственному убеждению, строго в соответствии с новозаветным учением, в котором любовь к ближним ставится выше, чем любовь к самому себе. Эта любовь является неким идеалом, приближаться к которому человек оказывается способным только с помощью Божией, так как его природа признается в корне испорченной. Таким образом, моральная философия предстает у Томазия как своего рода приуготовление человека к постижению высших истин, доступных лишь в божественном Откровении, в чем мы видим характерное для раннего Просвещения противоречие между стремлениями возвеличивания человеческого разума и признанием его подчиненным истинам Откровения.

Christian Thomasius on Religion and Morality: The Beginning of the Enlightenment in Germany

Christian Thomasius (1655-1728), one of the best known thinkers of his times, has initiated the change in the style of German philosophizing from the scholastical to a more life oriented one, and is therefore traditionally regarded as the father of German Enlightenment. Thomasius’ interest for the questions, the answers to which can be of importance not only for the closed circle of academic specialists but also for each human being, can be traced in all his main writings, which chiefly belong to the sphere of practical philosophy. The foundation of Thomasius’ philosophical views is his doctrine of “rational love”, developed, as he saw it, in line with the teaching of the New Testament that one should love one’s neighbor more than oneself. This love is an ideal a human being can approach only with God’s help, as his own nature is inherently corrupt. Thus moral philosophy in Thomasius is preparing a human being for the attainment of higher truth through revelation. Here we see a typical early-Enlightenment contradiction between seeking to praise human reason and acknowledging its obedience to truths revealed by God.

Авторы
Издательство
Институт философии РАН
Номер выпуска
2
Язык
Русский
Страницы
29-43
Статус
Опубликовано
Том
22
Год
2017
Организации
  • 1 Российский университет дружбы народов
Ключевые слова
Томазий; Thomasius; enlightenment; moral; religion; virtue; god; revelation; reason; faith; просвещение; мораль; религия; добродетель; бог; откровение; разум; вера
Цитировать
Поделиться

Другие записи