Неопределенность современности обусловливает значимость но вых конфигураций в границах пересечения религии, политики и общества, а также форм межрелигиозных отношений. Проникновение религиозных смыслов в публич ное пространство и в пространство политики пересекается с особенностями рос сийского поликонфессионального устроения, определяющего специфику социально политических конструкций и обеспечивающих цивилизационную устойчивость. В качестве предмета исследования выступает религиозный экстремизм в его со временных, прежде всего субъектно-политических формах, как угроза межконфес сиональному миру и социальной стабильности в России, а также поиск алгоритмов противодействия ему и выработки социальных альтернатив. В современной России данные ключевые проблемы приобретают особое звучание в контексте необходимо сти обеспечения ценностного единства и императивов национальной безопасности. Акцент в статье делается на методологические параметры современного неопреде ленного миропорядка, когда деструктивные технологии взаимодействия в политике, такие как страх, война, риск и т.д., становятся определяющими. Имплицируемые ими разрушительные стратегии поведения вызывают и формулирование образа справед ливого общества, в основе которого - феномен «постправды» и ценностный ресурс религии. Рассматриваются конструктивные формы противодействия религиозному экстремизму в российском обществе и деятельности религиозных организаций, пре жде всего в социальных и ценностно-идеологических контекстах. Статья основана на данных экспертного опроса.
The uncertainty of our time determines the value of the new configurations within the boundaries of the intersection of religion, politics and society, as well as forms of inter-religious relations. The penetration of religious meanings in public space and policy space overlaps with the pecu liarities of the Russian multi-religious dispensation that defines the specificity of the socio-political structures and ensure the sustainability of civilization. The subject of research is religious extremism in it’s modern, primarily sub ject-political forms, as a threat to the interdenominational peace and social stability in Russia, as well as search algorithms to counteract it and develop social alternatives. In modern Russia the key problems acquire special sig nificance in context of the need to ensure the value of unity and the impera tives of national security. The emphasis is made on methodological options of today’s uncertain world, when the destructive technology cooperation in politics, such as fear, war, risk, etc. become decisive. Implicitly their destruc tive strategy of behavior cause and formulating the image of a just society based on the phenomenon of “post-truth” and value the resource of religion. The constructive forms of countering religious extremism in the Russian so ciety and the activities of religious organizations, especially in social and ideological contexts are discussed. The article is based on data from the ex pert survey.