Статья посвящена дидактическим задачам и функциям хора в античной драме. Целью работы стало выделение и обоснование функций хора как дидактического начала в древнегреческом обществе. Первая часть статьи представляет собой обзор истории хора как явления античной драмы: от зарождения хора в дионисийских мистериях и до его следов в европейской драме Нового времени. Основная часть статьи посвящена рассмотрению социального значения хора в древнегреческом обществе и моральнодидактических аспектов его функционирования. Автор отмечает, что греческая трагедия как таковая вводила в жизнь полиса важную и новую тему морально-этической оценки поступков: сопереживание умирающему герою и понятие рока приводили к идее тотального морального воздаяния, которая имела серьезный дидактический потенциал. Автор приходит к выводу, что с момента зарождения античной драмы хор выполняет несколько взаимосвязанных функций, имеющих дидактическое значение. В эстетическом смысле хор действует как единое действующее лицо, создавая вместе с солистами диалогическую ткань драмы. Хор является способом выражения мыслей самого поэта, представляя тем самым лирическое начало в античной драме. Важнейшей функцией является то, что Шлегель называл «идеальный зритель»: хор является своего рода посредником между сценой и публикой, и он не только дает аудитории сведения о действии, но и дает примеры оценок, реакций, выступает как образец обобщенного «зрителя». Наконец, хор воспринимался и как образец совместного гражданского, общинного действия.
The article is devoted to the didactic tasks and functions of the chorus in the ancient drama. The purpose of the work is to identify and substantiate the functions of the chorus as a didactic principle in ancient Greek society. The first part of the article is a review of the chorus history: from the origin of the chorus in the Dionysian mysteries and to its traces in the European drama of modern times. The author notes that the Greek tragedy introduced an important and new topic of the moral and ethical assessment of actions in the life of the policy: empathy for the dying hero and the concept of fate led to the idea of total moral retribution, which has a serious didactic potential. The author comes to the conclusion that from the chorus performs several interrelated functions having didactic significance. In the aesthetic sense, the chorus acts as a single actor, creating, together with the soloists, the dialogic fabric of the drama. The chorus is a way of expressing the poet's thoughts, thus representing the lyrical principle in the ancient drama. The most important function is that Schlegel called the “ideal viewer”: the chorus is a kind of intermediary between the stage and the audience, and it not only gives the audience information about the action, but also gives examples of evaluations, reactions, acts as an example of a generalized “spectator”.