Статья посвящена исследованию результатов современных реформ образования и науки в России и Франции. Авторы проводят сравнительный анализ по ряду критериев: общей количественной характеристике систем высшего образования двух стран, основных целей и задач, закрепленных в нормативно-правовой базе реформ, ключевых механизмов реализации провозглашаемых приоритетов реформирования, среднесрочных результатов за прошедшее пятилетие. Проведенный анализ позволяет сделать выводы о том, что по ряду направлений результаты реформ в странах весьма близки. Так, Франция и Россия демонстрируют схожие показатели по количественным характеристикам: в двух странах сравнимое количество как самих вузов, так и обучающихся студентов, в том числе иностранных (Франция по количеству иностранных студентов занимает третье место в мире, Россия - четвертое). Причем этот показатель выступает одним из ключевых критериев в государственных программах развития образования и в России, и во Франции. К сожалению, Россия пока уступает Франции по качественным показателям. Французская система высшего образования считается сейчас одной из самых качественных, что подтверждается ее стабильно высоким положением в международных рейтингах. «Болевые точки» российских университетов изучены, с ними ведется планомерная работа, и государство ставит перед высшим образованием довольно амбициозные задачи по вхождению в первую сотню мировых университетов как в глобальных, так и в предметных рейтингах. Многие аспекты взаимодействия государства и университетов во Франции, а также промежуточные результаты проводимых там реформ, считают авторы, должны быть детально изучены и использованы в российской практике. В частности, отмечается, что в отношении связи исследований и внедрении их в практику французская реформа существенно опережает российскую.
The article is devoted to the study of the results of modern education and science reforms in Russia and France. The authors carry out a comparative analysis on a number of criteria: the overall quantitative characterization of the higher education systems of the two countries, the main goals and objectives enshrined in the regulatory framework of reforms, key mechanisms for implementing the declared reform priorities, and medium-term results over the past five years. The analysis allows to draw conclusions that in a number of directions the results of reforms in countries are very close. Thus, France and Russia show similar indicators in terms of quantitative characteristics: in two countries there is a comparable number of both universities and students, including foreign ones (France takes the third place in the world in number of foreign students, Russia - the fourth). Moreover, this indicator is one of the key criteria in the state programs for the development of education in Russia and in France. Unfortunately, Russia is still inferior to France in terms of qualitative indicators. The French system of higher education is now considered as one of the highest quality, which is confirmed by its consistently high position in international rankings. The «pain points» of Russian universities have been studied, the systematic work is being done with them, and the state sets rather ambitious goals for higher education in the first hundred world universities in global and subject ratings. Many aspects of the interaction of the state and universities in France, as well as the interim results of the reforms conducted there, are considered by the authors to be studied