Рассмотрены глобализация как теория модернизации и идеальная конструкция (единство в многообразии), а также как эмпирический процесс и локализация (многообразие в единстве). Отмечено, что в глобализации как идеальной конструкции заложен оптимистический миф о прогрессе, в то время как множественность практик глобализации показывает, что этот миф зачастую используется для демонизации всего того, что противоречит проявлению в реальной жизненной практике идее "прогресса". Подчеркнуто, что "исламский фактор" в политике и культуре стал считаться источником конфликтов в современном мире. Анализ мусульманской цивилизации показывает необходимость рассмотрения ислама как единства в многообразии, поскольку ислам в разных странах всегда имел неповторимое собственное лицо. Для понимания потенциала диалога мусульманского Востока и Запада, а также преодоления стереотипов в понимании парадигмы ислама и мусульманской культуры важно выявление в ней, с одной стороны, устойчивого и неповторимого, а с другой - изменяющегося и преходящего.
The article considers globalization as a modernization theory and an ideal structure (unity in diversity) as well as an empirical process and localization (diversity in unity). It is noted that an optimistic myth about progress is laid in globalization as an ideal structure, while the multiplicity of practices of globalization shows that this myth is often used to demonize everything which is at variance with displaying the idea of "progress" in real life practice. It is emphasized that the "Islamic factor" in politics and culture has come to be considered as a source of conflicts in the modern world. Analysis of the Muslim civilization shows the necessity of considering Islam as a unity in diversity, because Islam in different countries always has been having its own unique face. To understand the potential of the dialogue between the Muslim East and West, as well as to overcome stereotypes in understanding the paradigm of Islam and Muslim culture, it is important to identify what is stable and unique in it on the one hand, and what is transient and changing on the other hand.