Статья посвящена оценке потенциала метатеоретизиро- вания в социологии в контексте дискуссий последнего деся- тилетия о проблемах дисциплины. Автор показывает вполне «институциональный» статус метатеоретизирования как ин- струмента изучения фундаментальной структуры и основа- ний социологической теории, решения задач концептуальной стандартизации и критической диагностики противоречий со- циологического знания в целях его консолидации. В качестве области, нуждающейся в метатеоретическом поиске в совре- менной социологии, в статье представлен текстовый анализ. В данной предметной области метатеоретизирование позво- ляет систематизировать категориальный аппарат анализа текстовых данных (документ-текст-нарратив-метанарратив- дискурс), выделить две базовые модели текстового анализа - предмето-ориентированные (дискурс-анализ) и объекто- ориентированные (конверсационный анализ, нарративный анализ и биографический метод) и свести все многообразие приемов социологического «препарирования» любого тексто- вого массива к контент-анализу.
The author aims to estimate the potential of metatheorizing in sociology under the recent discussions of the problems of the dis- cipline. The author points to the «institutional» status of metatheo- rizing as a tool to study the fundamental structure and foundations of sociological theory, to solve the task of conceptual standardiza- tion and critical diagnostics of the contradictions of sociological knowledge for the aims of its consolidation. The author consid- ers textual analysis as a field in the empirical sociology that needs metatheoretical search. Metatheorizing allows to systematize the categorical apparatus for analyzing textual data (document- text-narrative-metanarrative-discourse), to distinguish two basic models of textual analysis - subject-oriented (discourse analysis) and object-oriented (conversional analysis, narrative analysis and biographical method), and to reduce the variety of techniques of sociological «dissection» of any textual data to content analysis.