Статья посвящена определению места и роли религиозных источников, которые участвовали в формировании и становлении исламского уголовного права. Коран и Сунна - важные источники, имеющие одновременно юридический и религиозный характер, которые оказали влияние на развитие уголовного права во многих странах мусульманского мира. Признание демократии не обошло стороной и некоторые исламские государства, где уживаются и древние религиозные источники права, и современные конституции. Цель: сформировать представление о роли религиозных источников в формировании мусульманского уголовного права в современных условиях на основании российской и зарубежной литературы, а также анализа источниковой базы. Методы: методологическую основу научной статьи составила совокупность методов и приемов научного познания, свойственных науке правоведения. В частности, полезными стали сравнительно-правовой, диалектический, структурно-функциональный, формально-логический метод. Результаты: анализ религиозных источников подтвердил мысль о том, что мусульманское право является весьма значимым явлением современного мира. Однако наравне с другими правовыми системами мира, мусульманское право получило признание не сразу. Достаточно долго ощущалась острая нехватка необходимых исследований, которые бы были посвящены тематике преступления и наказания в уголовном праве мусульманских стран. Религиозные источники мусульманского уголовного права являются подтверждением тому, что в странах исламского мира правовое и религиозное начало настолько тесно сплетаются воедино, что подчас отделить их друг от друга не представляется возможным. Выводы: фундаментальными религиозными источниками мусульманского уголовного права принято считать Коран, Сунну, иджму и кийас (кияс), однако, уголовное право отдельных исламских государств ощутило на себе влияние и таких источников как религиозный обычай и доктрина. Коран был, есть и продолжает оставаться для мусульман первостепенным, главным источником права, в котором совмещаются религиозные догмы, юридические предписания, правила морали и нравственности. Для богобоязненного мусульманина малейшее отступление от предписаний Корана уже считается страшным грехом, ведь он боится не «земного» наказания, а кары небесной, ожидающей его после смерти. Ввиду серьезного отношения большинства мусульман к содержанию Корана, долгое время у мусульманских юристов не было необходимости работать над созданием систематизированного уголовного права, ведь совершение действий против воли Аллаха уже является преступлением. Однако с течением времени значение религиозных источников уголовного права приобрели сунна, кийас и иджма. Кроме того, в XX-XXI веках в странах мусульманского права стали приниматься кодифицированные правовые акты, которые регулировали уголовно-правовые отношения.
Article is devoted to defining the place and role of religious sources who participated in the formation of the Islamic criminal law. The Quran and Sunnah are important sources that have both legal and religious nature, which have influenced the development of criminal law in many Muslim countries. The recognition of democracy was not spared and some Islamic States coexist, where ancient religious sources of law and a modern Constitution. Goal: to form an idea about the role of religious resources in the formation of Muslim criminal law in modern conditions on the basis of Russian and foreign literature, as well as analysis of the source base. Methods: a methodological basis of a scientific article compose a set of methods and receptions of scientific knowledge inherent in the science of jurisprudence. In particular, useful steel comparative-legal, dialectic, structural functional, formal logical method. Results: the analysis of religious sources confirmed the idea that Islamic law is a very significant phenomenon of the modern world. However, on a par with other legal systems of the world, Islamic law has been recognized not at once. Long enough there was an acute shortage of the necessary studies, which would be devoted to the theme of crime and punishment in criminal law of Muslim countries. Religious sources of the Muslim criminal law are proof of the fact that in Islamic countries the legal and the religious element are so closely woven together that sometimes separate them from each other is not possible. Conclusions: the fundamental religious sources of the Muslim criminal law is considered to be the Qur'an, the Sunnah, idimu and kias (kias), however, the criminal law of a separate Islamic States felt the impact of such sources as religious practice and doctrine. The Qur'an was, is and continues to be for Muslims is paramount, the primary source of law, which combines religious dogma, legal regulations, rules of morality and ethics. For the righteous Muslim the slightest deviation from the injunctions of the Quran is considered a terrible sin, because he is not afraid of earthly punishment, but punishment of heaven that awaits him after death. In view of the serious attitude of most Muslims to the contents of the Koran, for a long time among Muslim jurists did not need to work on the creation of a systematized criminal law, because the Commission of acts against the will of Allah is already a crime. However, over time the value of the religious sources of the criminal law has become a Sunnah, and ijmakiyas. In addition, in the XX-XXI centuries in the countries of Muslim law were accepted codified legal acts, which regulate criminal-legal relations.