Полемика с ньяя-вайшешикой по вопросу о существовании субъекта в "Таттва-санграхе" Шантаракшиты

Предметом исследования статьи является философская полемика между буддизмом и индийской школой ньяя-вайшешика по вопросу о существовании и свойствах субъекта как она дана в главе "Атмапарикша" (букв. "Исследование атмана") «Таттва-санграхи» Шантаракшиты). Шантаракшита – буддийский философ VIII в., один из важнейших буддистских мыслителей Индии и Тибета, представитель махаянской школы сватантрика-мадхъямака. Самое знаменитое произведение Шантаракшиты – «Таттва-санграха» («Собрание сущностных [проблем]», или «Компендиум категорий») – масштабное полемическое сочинение, в двадцати шести главах которого автор подвергает критике двадцать шесть основных понятий главных философских школ Индии (санкхьи, ньяи, вайшешики, мимансы, локаяты, йоги, веданты, а также джайнизма и буддизма других школ). В статье используется сравнительно-исторический метод, метод компаративного анализа, применяется распространенная методология философского перевода с санскрита на русский язык. Основные выводы. Главным постулатом ньяя-вайшешики относительно субъекта является то, что для ментальных феноменов (таких как желание и т.п.), которые считаются в их системе качествами, необходим некий субстрат, который и есть атман. Шантаракшита же критикует положение ньяя-вайшешиков о том, что многочисленные восприятия постигаются «мной» и, следовательно, относятся к одному субъекту. Новизна исследования заключается в выполнении первого перевода на русский язык с санскрита значительного отрывка из "Таттвасанграхи" Шантаракшиты с комм. Камалашилы, посвященного вопросу о существовании субъекта, а также философского анализа приводимого отрывка текста.

Авторы
Издательство
Общество с ограниченной ответственностью "НБ-Медиа"
Номер выпуска
10
Язык
Русский
Страницы
139-163
Статус
Опубликовано
Год
2017
Организации
  • 1 Институт философии Российской академии наук
  • 2 Российский университет дружбы народов
Ключевые слова
анатман; субъект; шантаракшита; Камалашила; таттвасанграха; не-Я; отрицание субъекта; субъективность; атман
Дата создания
10.07.2024
Дата изменения
10.07.2024
Постоянная ссылка
https://repository.rudn.ru/ru/records/article/record/145335/
Поделиться

Другие записи

Тимофеев О.А., Ронжина В.С.
Китай в мировой и региональной политике. История и современность. Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт Дальнего Востока Российской академии наук. Том 22. 2017. С. 338-351