Обсуждается проблема определения предикторов успешности научно-исследовательской деятельности. Представлен аналитический обзор теоретических и эмпирических отечественных исследований, опубликованных за последние три десятилетия. Ввиду теоретико-методологических особенностей отечественной психологической науки в литературе предикторы успешности рассматриваются в сходных, но не тождественных видах деятельности: исследовательская, научная, научно-педагогическая, научно-исследовательская. Установлено, что психологами не определен конкретный, согласованный набор предикторов, способствующих достижению успешности в обозначенных видах деятельности. На основе анализа и обобщения психологические особенности, рассматриваемые разными исследователями как предикторы успешности, сгруппированы автором в категории, раскрывающие когнитивные, мотивационные, поведенческие и социальные (внешние) особенности. Это предоставило возможность выделить общность и специфику психологических предикторов успешности для каждого рассматриваемого вида деятельности. Проведенное исследование позволило выявить основные проблемы и противоречия в изучаемом вопросе; а также вносит определенный вклад в расширение и углубление теоретических знаний в области психологии науки. Результаты полезны молодым исследователям, научным руководителям и организаторам послевузовского образования.
The research analyses the problem of determining the predictors of the research activities success. It presents an analytical review of theoretical and empirical domestic studies published for the last three decades. In view of the theoretical and methodological features of domestic psychological science, the predictors of success in the literature are considered in similar but not identical types of activity: research and scientific-pedagogical. It revealed that psychologists do not define a concrete, coordinated set of predictors that contribute to the achievement of success in the designated activities. On the basis of analysis and generalization, psychological features, considered by different researchers as predictors of success, are grouped by the author into categories that reveal cognitive, motivational, behavioral and social (external) characteristics. This provided an opportunity to identify the commonality and specificity of psychological predictors of success for each type of activity. The research has allowed to reveal the basic problems and contradictions in the studied question. It contributes to the expansion and deepening of theoretical knowledge in the field of the psychology of science. The results are useful for young researchers and scientific supervisors, organizers of postgraduate education.