В данной статье рассматриваются основные стили семейного воспитания (а именно: авторитарный, либеральный, демократический и индифферентный, согласно классификации Д. Баумринд), их отличительные особенности, а также то, как данные стили воспитания влияют на развитие уверенности у детей школьного возраста. В статье отмечается, что наиболее приемлемым является демократический стиль, который позволяет привить ребенку навыки адекватной оценки своих умений, результатов деятельности, личностных качеств. Кроме того, замечает автор, вероятность развития высокой самооценки, веры в себя и самоуважения у таких детей значительно выше, чем у детей, воспитывающихся в либеральных или авторитарных семьях. Дети, воспитывающиеся в семье с демократическими установками, являются более открытыми и спонтанными, они способны без стеснения слушать похвалу в свой адрес, использовать в речи местоимение «Я», прямо и честно выражать собственное мнение (без оглядки на окружающих), открыто проявлять свои чувства и т.д., и как результат - быть более уверенными в себе и самодостаточными. Также автор привод и другие классификации стилей семейного воспитания (в частности: классификации Е.П. Алексеевой и Л.П. Кибардиной, А.В. Петровского, В.В. Столина). Однако все они, по мнению автора, отталкиваются от классификации Д. Баумринд. В заключении автором отмечается, что именно стиль семейного воспитания обуславливает направления развития личности ребенка, его представлений о добре и зле, о справедливости и нравственности, об уважительном отношении как к материальным ценностям, так и духовным.
This article examines the main styles of family education (namely, authoritarian, liberal, democratic and indifferent, according to D. Baumrind's classification), their distinctive features, and how these styles of parenting influence the development of confidence in school-age children. The article notes that the most acceptable is the democratic style, which allows the child to instill the skills of an adequate assessment of his skills, performance, personal qualities. In addition, the author notes, the likelihood of developing high self-esteem, self-confidence and self-esteem in such children is significantly higher than that of children raised in liberal or authoritarian families. Children who are brought up in a family with democratic attitudes are more open and spontaneous, they are able to freely listen to praise in their address, use the pronoun "I" in the speech, express their opinions directly (honestly and honestly) and openly express their feelings Etc., and as a result - to be more self-confident and self-sufficient. Also the author of the drive and other classifications of styles of family education (in particular: the classification of EP Alekseeva and LP Kibardina, AV Petrovsky, VV Stolin). However, all of them, in the author's opinion, are based on the classification of D. Baumrind. In conclusion, the author notes that it is the style of family upbringing that determines the direction of the development of the child's personality, his ideas about good and evil, about justice and morality, about respectful attitude to both material values and spiritual values.