В статье ставится и решается актуальная для современного психологического знания задача общеметодологического характера - концептуального оформления понятия одаренности. Решение этой задачи позволит создать целостную систему исследования феномена одаренности, которая смогла бы адекватно отобразить его качественное своеобразие. Гипотеза исследования состояла в том, что поставленная задача может быть решена путем использования ряда познавательных процедур, в частности, таких как анализ понятийного аппарата, обозначение границ феномена одаренности и выделение основных подходов к его познанию. Избранная методология позволила установить, что понятие одаренности отражает, с одной стороны, не в полной мере теоретически отрефлексированное понимание сущностных характеристик одаренности, а с другой, устоявшиеся в психологии многочисленные и разнообразные представления об этом феномене. В силу наличия ряда смежных понятий границы анализируемого в статье понятия оказываются размытыми, что делает значимой задачу детального анализа смысловой структуры одаренности, которая складывается из предложенного автором перечня его определяющих характеристик. Данный подход обладает серьезным эвристическим потенциалом, позволяет выявить причины многообразия подходов к исследованию одаренности как целостной системы и таким образом существенно расширить возможности его познания. Выделенные в результате исследования подходы по-разному трактуют одаренность, ее природу и структуру. Этот факт подтвердил предположение о том, что наличие огромного числа теорий одаренности является следствием не только и не столько существующих многообразных проявлений феномена одаренности. Речь следует вести о различиях философских оснований этих подходов.
The article poses and solves the problem of a general methodological character, topical for modern psychological knowledge - the conceptual design of the notion of giftedness. The solution of this problem will allow to create an integral system of investigation of the phenomenon of giftedness, which could adequately reflect its qualitative uniqueness. The hypothesis of the research was that the task could be solved by using a number of cognitive procedures, in particular, such as analyzing the conceptual apparatus, identifying the boundaries of the phenomenon of giftedness, and highlighting the basic approaches to its cognition. The chosen hybrid methodology that includes elements of logical and semantic analysis, made it possible to establish that the notion of giftedness reflects, on the one hand, not a fully theoretically reflected understanding of the essential characteristics of giftedness, and, on the other hand, established in the psychology numerous and diverse ideas about this phenomenon. Due to the existence of a number of related concepts, the boundaries of the concept analyzed in the article appear to be blurred, which makes the task of detailed analysis of the semantic structure of giftedness significant, while giftedness itself consists of the list of defining characteristics proposed by the author.This approach has a serious heuristic potential, allows us to identify the reasons for the diversity of approaches to the study of giftedness as an integrated system, and thus significantly expand the possibilities of its cognition. The approaches identified in the research result in different interpretations of giftedness, its nature and structure. This fact confirmed the assumption that the existence of a huge number of theories of giftedness is a consequence of not only diverse manifestations of the phenomenon of giftedness. We should talk about the differences between the philosophical foundations of these approaches.