Воздействие религиозного фактора на политические процессы сегодня парадоксальным образом способствует как стабилизации политического пространства, так и его дестабилизации. Важно выявить механизмы и технологии политизации религии, чтобы выработать меры по обеспечению социальной и государственной безопасности. Эта задача придает особую актуальность теме исследования. Уже не один десяток лет деятельность политико-религиозных организаций дестабилизирует политическую ситуацию во многих регионах. Террористические акты, организованные или вдохновленные радикальными исламскими движениями, угрожают не только отдельным государствам и регионам, но и всему мировому сообществу. За последние годы исламский радикализм распространился на новые территории, в том числе и на ряд территорий СНГ (в частности, Центрально-Азиатский регион) и регионов России (Северный Кавказ, Поволжье, Сибирь). Представление о нераздельности национального и религиозного компонентов утверждалось в сознании народов Северного Кавказа на протяжении длительного исторического периода. После принятия ислама эти народы связывала общность религии, а сам процесс утверждения ислама на национальной почве сопровождался специфическими особенностями, в частности инкорпорированием местных национальных обычаев, традиций, обрядов [1]. Аналогичные процессы происходят среди исламских народов Сибири и Поволжья [2]. Подобное распространение «вширь» делает данную проблему интереснее и актуальнее.