Магия ноктюрна: Поль Верлен и Джеймс Эббот Макнил Уистлер

В статье анализируется проблема визуальной репрезентации «лунных пейзажей» в художественном наследии французского поэта-символиста Поля Верлена и художника-символиста Джеймса Эббота Макнил Уистлера. Обращение к жанру ноктюрн демонстрировало поликодовый способ высказывания, в котором символика сумеречного и меланхолического бытования фиксировала новую метафизику ночи. Ночь у поэта сопряжена с печалью и любовным томлением, с «грезой о небытии» и метаморфозами природы. Новый корпус изобразительных средств поэтического языка позволяет поэту интегрировать визуальный опыт в структуру вербальных пейзажей, что придает «лунным пейзажам» поэта особый иконографический статус. Поль Верлен в своих поэтических ноктюрнах обнаруживает на всех уровнях поэтического текста поливалентные связи между словом и живописью, словом и музыкой. Этот процесс бивалентного продуцирования новых смыслов конституирует поэтический язык особой изобразительной и музыкальной выразительности. Ноктюрн как музыкальный жанр активно осваивает в своей живописи англо-американский художник Джеймс Эббот Макнил Уистлер- автор многочисленных симфоний и живописных ночных пейзажей. Особая форма репрезентации дополнительных оттенков и смыслов ночи, диалог с природой на языке нового символического иносказания придавали картинам Уистлера особую музыкальную тональность и интонацию эмоционального настроения грусти. Попытка соединить форму и цвет в создании совершенной гармонии проявляется с особой силой в композиции, построенной по принципу музыкальных цветовых аккордов и внутреннего темпа.

The Magic of the Nocturne: Paul Verlaine and James Abbot McNeill Whistler

The article examines the visual representation of “moonscapes” in the works of French symbolist poet Paul Verlaine and of Anglo-American “tonalist” painter James Abbott McNeill Whistler. Their use of the genre of nocturne can be seen as a multi-code statement where the symbolism of twilight and melancholy being ushered in a new metaphysics of night. The poet associates night with sadness and the anguish of love, with the “dreams of non-existence” and metamorphoses of nature. A new verbal palette allowed him to integrate visual experience into “verbal landscapes”, which imparts a special iconographic status to the poet’s “moonscapes”. In his poetic nocturnes, Paul Verlaine discovers multi-level links between word and pictorial art, or word and music, in every aspect of his poetic text. Anglo-American painter James Abbott McNeill Whistler, the author of many pictorial symphonies and nightscapes, also frequently made use of the nocturne as a synthetic genre. A specific representation of the nighttime colors and shades, alongside with Whistler’s dialogue with nature in the language of visual “arrangements”, imparted a particular musical tonality to his paintings, revealing an underlying intonation of sadness and melancholy. Whistler’s “nocturnes” and “symphonies” were founded on the principles of musical accords of color, and internal tempo, which allows to see in their structure an attempt to bring together form and color in order to achieve a “color harmony”.

Авторы
Издательство
Частное учреждение культуры Музей классического и современного искусства "Бурганов-Центр"
Номер выпуска
3
Язык
Русский
Страницы
50-68
Статус
Опубликовано
Год
2017
Организации
  • 1 Российский университет дружбы народов
Ключевые слова
moonscape; visual arrangement; "лунный пейзаж"; музыкальная тональность; Verlaine; nocturne; symbolism; suggestion; verbal landscapes; whistler; color harmony; верлен; ноктюрн; символизм; суггестия; вербальная картина; Уистлер; цветовая гармония
Дата создания
10.07.2024
Дата изменения
10.07.2024
Постоянная ссылка
https://repository.rudn.ru/ru/records/article/record/144697/
Поделиться

Другие записи