Настоящая статья представляет собой анализ практики применения и эффективности законов, запрещающих перекрестное владение СМИ, в Австралии, Великобритании и США. Автор уделяет внимание эволюции антимонопольного законодательства в сфере медиабизнеса и современным принципам их имплементации, а также прослеживает связь между либерализацией антимонопольного регулирования и интенсификацией процесса концентрации СМИ. Актуальность исследования обусловлена тем, что консолидация СМИ на сегодняшний день достигла критического уровня и представляет серьезную угрозу для свободы слова и медийного многообразия в большинстве стран мира. В настоящей работе данная проблема рассматривается на примере деятельности компаний «Ньюс корп» и «XXI сенчури фокс» Р. Мэрдока. Автор анализирует сделки по приобретению печатных и вещательных СМИ (как уже заключенные Р. Мэрдоком, так и находящиеся на стадии рассмотрения антимонопольными службами) с точки зрения их соответствия действующему законодательству, а также их влияния на уровень медиаконцентрации, доступности информационных услуг и их диверсификации. В статье приводятся новейшие данные о состоянии медиарынка Австралии, Великобритании и США и о последних реформах в области регулирования СМИ, что позволяет автору сделать вывод об ожидаемой интенсификации процесса концентрации СМИ в ближайшие годы и росте числа ее негативных эффектов на фоне дальнейшей либерализации медиарегулирования и неэффективной работы антимонопольных служб.
This article is an analysis of the practice of implementation and effectiveness of laws prohibiting cross-media ownership in Australia, the UK and the USA. The author pays attention to the evolution of antitrust laws in the field of media business and modern principles of their implementation, as well as traces the connections between the liberalization of antimonopoly regulation and intensification of the process of concentration of media ownership. The research urgency is attributable to the fact that the consolidation of media ownership today has reached a critical level and poses a serious threat to freedom of expression and media diversity in most countries of the world. In the present work this problem is explored on the example of activity of the companies “News Corp” and “XXI Century Fox” owned by R. Murdoch. The author analyses the acquisition transactions of print and broadcast media (already completed by R. Murdoch and currently under consideration by competition authorities) from the point of view of their conformity to the current legislation, as well as their impact on the level of media concentration, availability of information services and their diversification. The article presents the latest data on the state of the media market in Australia, the UK and the US and recent reforms in the field of media regulation, which allows the author to draw a conclusion about the expected intensification of the process of concentration of the media ownership in the coming years and the increase in the number of its negative effects on the back of further liberalization of media regulation and inefficient work of the Antimonopoly services.