Оптимизация экспедиции к Фобосу с комбинированной тягой с возвращением к Земле

Исследован актуальный вопрос разработки методики оптимизации межпланетных траекторий космических аппаратов с проведением сквозной оптимизации всей миссии. Рассмотрена задача оптимизации экспедиции пространственного перелета космического аппарата, оснащенного двигателями большой и малой тяги, к Фобосу с возвращением к Земле с учетом эфемерид, приуроченная к реальной миссии, которую планируется осуществить в недалеком будущем. Представлена методика построения экстремалей Понтрягина с учетом притяжения планет на планетоцентрических участках траектории. Задача космодинамики формализована как задача оптимального управления и решена численно методом стрельбы. Построены конкретные траектории, оценен возможный выигрыш при использовании комбинированной тяги, а не только двигателей большой тяги.

Optimization of Phobos mission with hybrid propulsion returning to the Earth

The article considers the problem of optimizing the spacecraft recovery space flight to Phobos. On the one hand, this task is confined to a real mission to Phobos, which the Russian Federation plans to accomplish in the coming years. On the other hand, the development of techniques for optimizing the spacecraft interplanetary trajectories is the question of present interest. Usually, in such tasks, the circumplanetary legs of trajectory are neglected and there is no end-to-end optimization of the entire mission. The paper shows a technique for constructing Pontryagin extremals in similar problems, taking these features into account, using the example of an expedition to Phobos. The positions of the Earth, Mars and Phobos correspond to the ephemerides DE424 and MAR097. Gravitational fields of the Sun and Mars are considered to be central Newtonian. Spacecraft is equipped with high- and low-thrust engines. The problem of cosmodynamics is formalized as an optimal control task and then it is solved numerically by shooting method. The paper shows the particular constructed trajectories, estimates the possible gain due to using hybrid propulsion instead of only high-thrust engines.

Авторы
Григорьев И.С.1 , Заплетин М.П. 1, 2 , Самохин А.С. 1, 2 , Самохина М.А. 2, 3
Издательство
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана (национальный исследовательский университет)
Номер выпуска
7
Язык
Русский
Страницы
4
Статус
Опубликовано
Год
2017
Организации
  • 1 МГТУ им. Н.Э. Баумана
  • 2 МГУ им. М.В. Ломоносова
  • 3 Российский университет дружбы народов
Ключевые слова
малая тяга; комбинированная тяга; сквозная оптимизация; оптимизация межпланетных перелетов; оптимизация траектории космического аппарата; Фобос; полет к Фобосу; экспедиция к Фобосу; экспедиция к Марсу; задача космодинамики
Дата создания
10.07.2024
Дата изменения
10.07.2024
Постоянная ссылка
https://repository.rudn.ru/ru/records/article/record/144372/
Поделиться

Другие записи

Солнцев А.М.
Евразийский юридический журнал. Автономная некоммерческая организация Евразийский научно-исследовательский институт проблем права. 2017. С. 12-17
Герасимова К.М., Темкина Н.Е.
Российский научный журнал. Автономная некоммерческая организация Рязанский институт экономических, правовых, политических и социологических исследований и экспертиз. 2017. С. 123-130