Статья посвящена изучению взаимосвязи личностных свойств и креативности у студентов театральных вузов г. Москвы. Исследование проводилось на основе многофункционального подхода, предложенного А.И. Крупновым. Познавательная активность представлена в контексте таких личностных свойств, как любознательность и инициативность в связи с креативностью. Проанализированы отечественные исследования по изучению данных свойств. В рамках положений о многомерно-функциональной организации свойств личности и индивидуальности, разработанных А.И. Крупновым, любознательность и инициативность рассматриваются как системные качества личности. Данная концепция неоднократно использовалась при проведении исследований, подтвердивших ее значимость и научную состоятельность. Рассмотрен феномен изучения креативности. Показано, что нет единого объяснения особенностям его психологической структуры и содержания, а также способов его изучения. Показано, что в психологической литературе отсутствует единый подход к изучению связи креативности с переменными любознательности и инициативности. Диагностика любознательности и инициативности проводилась на основе восьмикомпонентной модели А.И. Крупнова; для исследования креативности использовался краткий вариант фигурной формы теста Э.П. Торренса, адаптированный для студенческой выборки. Представлены результаты эмпирического исследования взаимосвязи креативности с переменными любознательности и инициативности. Статистическая обработка проводилась на основе критерия Манна-Уитни и коэффициента ранговой корреляции Спирмена. В проведенном исследовании были обнаружены различия в проявлении таких познавательных свойств, как любознательность и инициативность в группах студентов-актеров и студентов-режиссеров. Наиболее выраженными эти личностные свойства оказались у студентов-режиссеров. Выявленные различия свидетельствуют о том, что студенты-режиссеры обладают большей самостоятельностью, ответственностью, им свойственно более широкое осмысление творческого процесса, большая глубина мировоззрения при создании нового продукта творчества.
The article is devoted to the study of the interconnection between personal qualities and creativity among students of Moscow theater universities. The survey was conducted on a basis of the multifunctional approach proposed by A. Krupnov. Cognitive activity is represented in the context of such personal qualities as curiosity and initiative in connection with creativity. We have analyzed the domestic studies on the topic. Within the framework of the propositions on the multidimensional-functional organization of a personality and individuality, developed by A.I. Krupnov, curiosity and initiative are considered as a system of personality traits. This concept was used repeatedly in conducting studies that confirmed its importance and scientific correctness. The phenomenon of studying creativity is considered. It is shown that there is no single explanation for the peculiarities of its psychological structure and content, as well as ways to study it. It is shown that in psychological literature there is no single approach to studying the connection of creativity with the variables of curiosity and initiative. The diagnosis of curiosity and initiative was carried out on the basis of A. Krupnov’s eight-component model; for the study of creativity a short version of the Figure Form of P. Torrens’ test of Creative Thinking adapted for the student sample was used. The results of the empirical study of the interrelation between creativity and the variables of curiosity and initiative are presented. The statistical processing was carried out on the basis of Mann-Whitney U-test and Spearman’s rank correlation coefficient. In the study, differences were found in the displaying of such cognitive properties as curiosity and initiative in groups of students-actors and students-directors. The most prominent these personality traits are in students-directors. The revealed differences show that students-directors have greater independence, responsibility; they are characterized by a broader understanding of the creative process, a greater depth of the worldview when creating a new product of creativity.