Типы речевого воздействия (на примере стратегии поиска решений)

Рассматриваются основные вопросы теории речевого воздействия, которое определяется как воздействие человека на другого человека или группу лиц при помощи речи и сопровождающих речь невербальных средств для достижения поставленной говорящим цели - изменения поведения адресата, его установок, намерений, представлений, оценок в ходе речевого взаимодействия с ним. Эта теория является актуальной, так как многие профессионалы используют в своей речи различные техники убеждения и без него невозможна осознанная предметная деятельность. Без сомнения, манипуляция и убеждение играют ключевую роль в момент разговора, ведь основная цель общения - донести до человека свою мысль, убедить, заставить что-то сделать. Поэтому ниже представлены основные причины использования этих двух приемов и более детально рассмотрена теория речевого воздействия с точки зрения разных ученых. Человек в той или иной мере манипулирует другими люди: вне зависимости от возраста, социального статуса. Манипулирование - широко распространенное явление во всех сферах жизнедеятельности человека и зачастую оно применяется в бизнесе в виде скрытого воздействия. Авторы описывают некоторые манипулятивные техники и приемы: искажение и утаивание информации, имплицитную подачу информации. Так же интересен тот факт, что момент и время для подачи такой информации должен быть специально подобран. Исследование иллюстрируется примерами актуализации стратегии поиска решений в деловом дискурсе. Выделяются такие типы речевого воздействия, как рациональное/эмоциональное, прямое/косвенное, намеренное/ненамеренное, личностно ориентированное / социально ориентированное, продуктивное/непродуктивное и другие.

Types of speech influence (exemplified by solution search strategy)

This article is devoted to the basic issues of the theory of speech influence, which is defined as the impact on a person or group of people with the help of speech and non-verbal means to achieve the main goal of the speaker: change the behavior of the addressee, his mindset, intentions, perceptions, opinions in the course of verbal interaction with him. This theory is relevant, as many professionals use persuasive techniques in their speech and conscious substantive work is not possible without it. There is no doubt that manipulation and persuasion play a key role during the conversation, because the main goal of communication is to convey our ideas and thoughts, to convince, to get something from other person, to persuade him to do something. So, below are the main reasons to use these two devices and the theory of speech influence is examined in more detail from the point of view of different scientists. People in one way or another manipulate other people: regardless of age and social status. Manipulation is quite a widespread phenomenon in all spheres of human life and often it is used in business for concealed influence. Authors describe several manipulative techniques and methods: distortion and withholding of information, the implicit presentation of information. Also interesting is the fact that the moment and time for presentation of such information should be chosen purposefully. The study is illustrated by examples of actualisation of solution search strategy in business discourse. The following types of speech influence are distinguished: rational / emotional, direct / indirect, intentional / unintentional, person oriented / socially oriented, productive / unproductive and others.

Издательство
Некоммерческое партнерство Национальное Объединение Преподавателей Иностранных Языков Делового и Профессионального Общения в сфере бизнеса
Номер выпуска
25
Язык
Русский
Страницы
40-55
Статус
Опубликовано
Год
2017
Организации
  • 1 Российский университет дружбы народов
Ключевые слова
theory of speech influence; intentional influence; communication; manipulation; теория речевого воздействия; интенциональное воздействие; коммуникация; манипуляция
Цитировать
Поделиться

Другие записи

ПОПОВА С.Н., КИЗИРИЯ А.Д.
Вопросы прикладной лингвистики. Некоммерческое партнерство Национальное Объединение Преподавателей Иностранных Языков Делового и Профессионального Общения в сфере бизнеса. 2017. С. 29-40
СТЕПАНОВА А.А.
Вопросы прикладной лингвистики. Некоммерческое партнерство Национальное Объединение Преподавателей Иностранных Языков Делового и Профессионального Общения в сфере бизнеса. 2017. С. 69-78