В настоящей статье авторами рассматриваются особенности развития местного самоуправления в ХIХ веке. Авторы подчеркивают, что по своей сути Земская реформа является первым существенным этапом демократического развития местного самоуправлении в России. Земские реформы Александра II положили начало полуторавековому волнообразному колебанию, связанному с концептуальным выбором модели взаимоотношений государства и местной власти. Описывая данные «волны», можно вкратце отметить, что земская реформа была основана на предоставлении местному самоуправлению определенной свободы. Авторы отмечают, что однако, последовавшие контрреформы 80-90-х годов привели к централизации и фактическому включению органов местного самоуправления в систему публичной власти. И данная эпоха не стала исключением для противоборства двух тенденции государственного управления: централизации и децентрализации. При этом именно в указанную эпоху децентрализация выразилась так ярко и красноречива. В последующем, только в ХХ веке повториться по существу вторая попытка децентрализованного развития местного самоуправления. В связи с целями нашего исследования авторы отмечают, что нормативные акты (решения), которые издавались земскими учреждениями, не имели общеобязательной силы, приобретая ее только после утверждения центральной властью. В процессе исследования авторы анализируют мнения учёных современности и прошлого. В заключении авторы делают вывод о том, что либеральные призывы, обращаемые к верховной власти «снизу», были проигнорированы, что послужило в немалой степени печальным последствиям. В этой связи можно выделить общую черту проводимых реформ: они были проведены «сверху», насаждались центральной властью и бюрократическим аппаратом.