Понятие ноумена в философии познания Канта. Комментарий к тексту "Об основании различения всех предметов вообще на феномены и ноумены"

Цель статьи - анализ аргументация немецкого философа Э. Канта в отношении обоснования знаменитого концепта «вещь в себе». Проблема анализируется с точки зрения философии познания. Задачи статьи- исследование выдвигаемых Кантом постулатов о необходимости максимально четкого разграничения эмпирических и трансцендентальных понятий в философии познания, а также анализ основных тезисов философа относительно применения понятия «ноумен» в отрицательном и положительном значениях. Для достижения цели и задач статьи автор использует следующие методы: контент-анализ, исторический метод, общенаучные логические методы анализа и синтеза. Результаты исследования следующие: автор статьи приходит к выводу о том, что философская позиция Э. Канта в отношении понятия ноумена, включая критическую аргументацию философа, позволяет сделать вывод о том, что понятие «ноумена» или «вещи в себе» Э. Кант использовал для обозначения обобщенного мышления с точки зрения возможностей познания. Автор статьи также полагает, что тезис Канта, о возможности постоянного применения понятий несмотря на отрицательное или положительное значение по отношению к ноуменам - чистым, идеальным объектам - не совпадает с критериями, принятыми в философии для обозначения объекта. Таким образом, автор статьи считает, что Э. Кант предполагал возможность расширения операционного применения понятия «ноумен» за рамки чисто философской трактовки.

Издательство
Общество с ограниченной ответственностью Журнал Инновации и инвестиции
Номер выпуска
10
Язык
Русский
Страницы
73-78
Статус
Опубликовано
Год
2015
Организации
  • 1 РУДН
Ключевые слова
философия познания; онтология; эпистемология; трансцендентализм; ноумен; Эммануил Кант
Цитировать
Поделиться

Другие записи

Сорокина А.А., Марахова А.И., Станишевский Я.М., Ковалева Т.Ю.
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования Российский университет дружбы народов (РУДН). 2015.