В статье анализируется самое слабое звено в структуре международного экологического права, наличие которого служит поводом для продолжения дискуссии между юристами-международниками как в России, так и за рубежом по поводу признания или непризнания международного экологического права как самостоятельной отрасли международного права. Речь идет о специальных принципах, которые должны составлять основу совокупности международно-правовых норм, если последняя претендует на название самостоятельной отрасли международного права. В статье проанализированы основные наиболее авторитетные предложения по каталогу специальных принципов международного экологического права, содержащиеся в трудах как российских, так и зарубежных ученых, раскрываются главные причины, не позволяющие сегодня достичь консенсуса относительно единого списка таких принципов: отсутствие понимания существа специальных принципов и продолжающееся динамичное развитие международно-правового регулирования международных экологических отношений. В этой ситуации в статье предлагается специалистам в области международного экологического права сосредоточиться вокруг обсуждения, уточнения и дополнения того перечня специальных принципов, которые содержатся в проекте Международного пакта по окружающей среде и развитию, впервые представленном специалистами МСОП в 1995 г. и базирующейся на принципах и достижениях всех проведенных под эгидой ООН международных конференций по проблемам окружающей среды на положениях Всемирной хартии природы и уже действующих международных экологических соглашений. Принятая в 2010 г. 4-ая редакция этого Пакта указывает на наличие консенсуса у наиболее авторитетных представителей науки международного права различных регионов Земли относительно 10 специальных принципов, многие из которых требуют своего дальнейшего уточнения и развития. Наименее исследованным в этой «десятке» является принцип сохранения и устойчивого использования биологического разнообразия, юридическое содержание которого в статье анализируется особо. Автор предлагает сосредоточить научный потенциал российской доктрины международного экологического права и деятельность внешнеполитических ведомств на продвижение идей проекта Международного пакта с целью представления его, в конечном итоге, специально созванной межправительственной конференцией.