"Москва" Белого: поющее пространство архитектуры эпохи модерн

Подтверждая теорию относительности Эйнштейна, геометрически освоенную Минковским, и вечно юные кантианские традиции осмысления пространства - субъективно-априористского, которое не является объективным, а лишь субъективной формой, координирующей между собой чувственно воспринимаемые явления, в архитектуру входит «четвертое измерение» - время и «пятая координата жизни - самосознающая душа». И если «в классической архитектуре форма неизменна и самоценна, в рамках неклассической парадигмы (период модернизма) акцент приходится на процесс, форма становится динамичной, проступает связь со временем» (М.Кузнецова). Повышается важность функциональности жизненного пространства. Однако и понимание функциональности усложнилось, так сказать, ирреальной действительностью. В работе «Математика и научно-философское миросозерцание» отец Белого Н.Бугаев утверждает, что «функции обладают свойством постепенного изменения в связи с постепенным изменением переменного». П.Флоренский, математик, священник и друг Бугаевых, связывает в «Столпе и утверждении Истины» бугаевскую теорию прерывности с «рассудком, погубляющим себя ради своего Начала и в единении с Ним получающего свое обновление и свою крепость». В трилогии Белого открытия архитектуры модерн соположены с музыкальными, живописными и философско-религиозными.

Confirming the theory of relativity, geometrically mastered by Minkowski, and eternally young Kantian traditions of space comprehension (which is subjectively aprioristic and is not an objective but only subjective form of coordinating sensory perceived phenomena with each other) the “fourth dimension” - time and the “fifth coordinate of life - self-conscious soul enter architecture“. While “form remains unchanged and inherently valued on its own account in classic architecture, within the framework of non-classical paradigm (modern period), the emphasis is on the process, and form becomes dynamic showing its connection to time” (M.Kuznetsova). The importance of the functionality of living space is increasing. However, the understanding of the functionality has been complicated, so to say, by the unreal reality. In the work “Mathematics and scientific-philosophical world view” Beliy's father N.Bugaev states that “functions possess the ability to change gradually due to the gradual change of the variable.” In the work “The pillar and statement of the truth” P. Florensky, a mathematician, a priest and Bugaev's friend, connects Bugaev's theory of discontinuity with the “reason destroying itself for the sake of its Beginning and finding its strength and renovation in the unity with Him”. In Beliy's trilogy the discoveries of Modern Architecture are connected to musical, artistic, philosophical and religious ones.

Авторы
Издательство
Автономноя некоммерческая организация Международное издание "Этносоциум и межнациональная культура"
Номер выпуска
8
Язык
Русский
Страницы
92-97
Статус
Опубликовано
Год
2015
Организации
  • 1 Российский университет дружбы народов
Ключевые слова
modern; decadence; symbolism; mysticism; unrealism; parafrazing; allusions; comparativistics; architecture; theory of relativity; theory of continuity; liturgy; модерн; символизм; мистицизм; аллюзии; компаративистика; архитектура; теория относительности; теория прерывности; литургия; ирреализм; парафразирование
Дата создания
09.07.2024
Дата изменения
09.07.2024
Постоянная ссылка
https://repository.rudn.ru/ru/records/article/record/140778/
Поделиться

Другие записи