Цель — выявить особенности патогенетических изменений нейтрофильно-лимфоцитарного индекса (НЛИ) при острых ринитах и риносинуситах у студентов из Юго-Восточной Африки в условиях пребывания в России. Пациенты и методы. В исследование были включены по 110 студентов из стран Юго-Восточной Африки и России. Проведен анализ соотношения нейтрофилов и лимфоцитов на 1—5-м курсах обучения (с 2010 по 2014 г.). Результаты. Отмечено снижение НЛИ у студентов из Африки на 3-м курсе, а у студентов из России — на 4—5-м курсах на фоне роста частоты острых ринитов в указанные периоды. Рост бактериальных риносинуситов сопровождался повышением НЛИ у студентов из Африки на 4—5 курсах, а у студентов из России — на 3-м курсе. Выводы. Инверсия НЛИ у студентов-африканцев может свидетельствовать о нарушениях адаптивных процессов в новых внешнесредовых условиях. Изучение НЛИ как показателя напряжения иммунитета позволяет прогнозировать возникновение острых заболеваний носа и околоносовых пазух у студентов, прибывающих из стран Африки, и проводить их профилактику.
Objective: to reveal the characteristics of pathogenic changes in neutrophil/lymphocyte ratio (NLR) in acute rhinitis and rhinosinusitis in students from South-East Africa during their stay in Russia. Patients and methods. The survey covered 110 students from South-East African countries and Russia. Neutrophil/lymphocyte ratios were analyzed in first-to-fifth-year students (from 2010 to 2015). Results. There was a lower NLR in third-year students from Africa and in fourth-fifth-year students from Russia in the presence of the higher incidence of acute rhinitis in the above periods. The higher incidence of bacterial rhinosinusitis was accompanied by a higher NLR in fourth-fifth-year students from Africa and in third-year students from Russia. Conclusion. NLR inversion in the African students may suggest that they have impaired adaptive processes under new environmental conditions. Investigation of NLR as an indicator of immunity tension allows the prediction of acute diseases of the nose and paranasal sinuses and their prevention in students arriving from African countries.