Семиотическая структура и функциональная динамика образа медведя в русской и испанской ментальности

Многие народы идентифицируют себя с каким-либо флористическим или фауническим образом. Для России это образ медведя - многослойный символ и архетип, отягощенный мифологическими, фольклорными, фразеологическими и контекстуальными переосмыслениями, менявшимися на протяжении истории. В русской и испанской лингвокультурах медведь играет неодинаковую семиотическую роль; аксиологически он способен осознаваться как в отрицательном, так и в положительном ключе со множеством коннотативных нюансов. Как в русском, так и в испанском языке этот зооним, благодаря разнообразным этнокультурным вторичным значениям, участвует в фразеологическом фонде и создании художественных образов. Это делает актуальной и интересной попытку сопоставления коннотативно-семантической сферы этого фаунонима в русском и испанском языках. В переживаемую нами эпоху интеллектуальной революции и колоссального ускорения информационного обмена фаунические образы всех лингвокультур испытывают тотальную когнитивную ревизию, претерпевают намеренные контекстуальные искажения, каламбуризацию, переигрывание значений в сторону их политизации. Их семантика наполняется новым смысловым, оценочным и эмоционально-экспрессивным содержанием. При компаративном анализе, проведенном на основе литературных и медийных текстов, удалось выявить следующее: для испаноязычных лингвокультур опорными признаками лексемы медведь, основополагающими для семантической деривации, являются непредсказуемость, некоммуникабельность, раздражительность, неразумность, агрессивность, бессмысленная деструктивность, грубая сила, алчность, чревоугодие. Представители русской духовной культуры более активно задействуют абсолютно противоположную часть коннотативно-семантического спектра этой лексемы: прямота, простодушие, предпочтение открытого боя, отсутствие подлости в поведении, колоссальная сила, обучаемость, леность. Парадокс заключается в том, что образ медведя - это и средство демонизации страны и государства, крупнейшего в мире по занимаемой им территории, и средство самоидентификации этого государства.

Авторы
Издательство
ТрансАрт
Язык
Русский
Страницы
132-151
Статус
Опубликовано
Год
2015
Организации
  • 1 Российский университет дружбы народов
Ключевые слова
фаунический образ; коннотация; семиотический код; духовная культура; вербальное мышление; ассоциативный признак
Дата создания
09.07.2024
Дата изменения
09.07.2024
Постоянная ссылка
https://repository.rudn.ru/ru/records/article/record/140613/
Поделиться

Другие записи