"Поэма юности Абеляра" Н. Муравьева: модернистский канон жития

В статье анализируется проза незаслуженно забытого автора начала XX в. Н. Муравьева в контексте эпохи. Особое внимание уделяется теме любви в свете традиций религиозно-философского сознания от «трубадура философии», воплотившего синтез научного и художественного миропостижения, - Абеляра, поразившего девять веков спустя как ученого Г. Федотова, так и поэ-тов исключительным порывом к свободе, истине и красоте, столь необходимым в Серебряный век, и до современных писателей В. Соловьева и В. Розанова. Также подключаются источники, обязанные своим возникновением «христианскому Аристотелю»: те, которые создал он сам, - «История моих бедствий», «Этика», «Диалог между философом, иудеем и христианином»; и те, прототипом героев которых он стал: «Монах» М.Г. Льюиса, «Мельмот Скиталец» Ч.Р. Метьюрина, «Эликсиры дьявола» Э.-Т.-А. Гофмана, «Порченая» Ж.-А.Б. д'Оревильи, «Сага о Йесте Берлинге» С. Лагерлеф, «Ночные бдения» т.н. Бонавентуры и «Синагога сатаны» С. Пшибышевс-кого. Не смущаясь «смешением эротики и мистики» (Ж. Пийеман), тотальным в декадентской среде, писатель внезапно обрывает рассказ, увильнув от «бессмертных любовников» Тристана и Изольды и стилизовав финал под благочестивую повесть о Петре и Февронии.

N. Muravyev's "Abelard's Youth Poem": Modernist Canon of Life

The paper analyzes the prose of N. Muravev, the undeservedly forgotten author of the early XX century in the context of the era. Particular attention is paid to the theme of love in the light of religious and philosophical ideas of Abelard, the “troubadour philosophy”, who embodied the synthesis of scientific and artistic world discernment. Nine centuries later, his exceptional impulse for freedom, truth and beauty influenced the scientist G. Fedotov, the poets of the Silver Age, and the contemporary writers V. Solovyev and V. Rozanov. The author analyzed the sources that were created owing to “Christian Aristotle”, such as Abelard's “Story of His Misfortunes”, “Ethics”, “Dialogue of a Philosopher with a Jew, and a Christian,” and those whose heroes were based on Abelard's personality - Lewis's “Monk”, Charles Maturin's “Melmoth the Wanderer”, Hoffman's “Elixirs of the Devil”, d'Aurevilly's “L'ensorcelée “, S.Lagerlef's “Saga of Yeste Berling”, St.Bonaventure's “Night Vigil”, and Przybyszewski's “Synagogue of Satan”. “Mixing eroticism and mysticism” (George Piyeman), which was typical of decadents circle, the writer suddenly interrupts the story, and abandons Tristan's and Isolde's “immortal lovers”, stylizing the final into a tale of Peter and Fevronia.

Авторы
Издательство
Межрегиональная общественная организация "Фонд развития науки и культуры"
Номер выпуска
10
Язык
Русский
Страницы
75-79
Статус
Опубликовано
Год
2015
Организации
  • 1 ФГБОУ ВПО «Российский университет дружбы народов»
Ключевые слова
marriage; decadence; genre originality; irrealism; celibacy; modernism; брак; декаданс; жанровое своеобразие; ирреализм; модерн; целибат
Дата создания
09.07.2024
Дата изменения
09.07.2024
Постоянная ссылка
https://repository.rudn.ru/ru/records/article/record/140396/
Поделиться

Другие записи