Изображению строек - от зодчества до кораблестроения - языковым «строем» в модернистской и околомодернистской прозе уделялось особое внимание, собственно осознанностью фонетических, морфологических и других единиц как «стройматериала» и определяется, например, С. Кормиловым и Л. Федоровой, во многом этот метод. Апогея взаимоуподобления весомого и невесомого материала достигло в творчестве О.Мандельштама и акмеистов. Но и для всего модерна знаковым является как раз предельное, а то и запредельное внимание к оформлению текста, а не только к передаче идей. Статью 1908 года «Три вопроса» А.Блок начинает вопросом, «как» созидать произведение искусства: «Огромными усилиями вырабатывалась форма <…> без нее не реален ни один шаг истинного художника». В 1921 году в статье «Без божества, без вдохновенья» поэт продолжает настаивать на том, что «русскому художнику нельзя быть «специалистом», что «писатель должен помнить о живописце, архитекторе, музыканте» и что «слово и идея становятся краской и зданием; церковный обряд находит отголосок в музыке».