ВТОРАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА: АРСЕНАЛ СРЕДСТВ И РЕЗУЛЬТАТЫ СТОЛКНОВЕНИЯ ГЕРМАНСКОЙ И СОВЕТСКОЙ ПРОПАГАНДИСТСКИХ МАШИН

Анализируются смыслы пропаганды и особенности работы пропагандистских машин воюющих го- сударств, успешность работы которых зависела от применения различных средств и создания для этого благоприятных условий, использование стереотипов и предрассудков, являющихся основанием для вражды. Авторы показывают, что для пропаганды решающую роль играли военные успехи, однако не- редко центральным звеном становился не сам враг, а бесчеловечность и разрушительность его действий. Советская пропаганда обладала более высокой способностью к развитию и воздействию на массовое сознание, чем германская. Существовало четкое разделение между фюрерами и «введенными в со- блазн» «простыми немцами», с 1943 г. все большее значение имело ожидание Победы, а значит, в про- паганде уже не нужен был образ врага.

THE GERMAN AND SOVIET PROPAGANDA MACHINES IN THE SECOND WORLD WAR: METHODS, INSTRUMENTS AND RESULTS OF THE CONFRONTATION

The article examines war propaganda, its purposes and functioning in different warring countries. The authors ar- gue that successful propaganda work depended on using effective methods and favorable conditions, and particularly, those stereotypes and prejudices that fed the enmity. While military victories certainly played a decisive role in propa- ganda campaigns, it was not the enemy as such but his inhuman and devastating action that often was actually impor- tant. The Soviet propaganda was more flexible and able to affect the mass consciousness than the German one. There was a distinct separation between the ‘fuhrers' and the ‘tempted ordinary Germans', and moreover, after 1943 the So- viet propaganda became focused on the expectations of Victory, and the enemy's image was no more relevant.

Авторы
Бордюгов Г.А.1 , Котеленец Е.А. 2
Номер выпуска
3
Язык
Русский
Страницы
27-36
Статус
Опубликовано
Год
2015
Организации
  • 1 Научно-исследовательский центр Ассоциации исследователей российского общества, Москва
  • 2 Российский университет дружбы народов, Москва
Ключевые слова
propaganda; propaganda machine; purposes and slogans; radio; cinema; enemy's image; пропаганда; пропагандистская машина; смыслы и лозунги пропаганды; радио; кино; образ врага; листовки
Цитировать
Поделиться

Другие записи

КАЛИНЧЕНКО С.Ю., ТЮЗИКОВ И.А., ВОРСЛОВ Л.О., ТИШОВА Ю.А.
Эффективная фармакотерапия. Общество с ограниченной ответственностью Медфорум. 2015. С. 66-79