ВИЗУАЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ ИЛИ КУДА ДВИЖЕТСЯ ГАЛАКТИКА ГУТТЕНБЕРГА?

Целью статьи является исследование трансформаций способа восприятия информации в современном западном обществе. По мере развития человеческой цивилизации, возникновения письменности, а позже и печатного станка, человеческое восприятие мира изменялось от чувственного к рациональному. В своей книге «Галактика Гуттенберга. Сотворение человека печатной культуры» известный философ и филолог М. Маклюен предположил, что с приходом электрического века радио и телевидения эпоха печатной культуры завершится, и человечество снова вернется к аудиальному способу восприятия, который был распространен до изобретения печатного станка. Ученый также предположил, что благодаря современным СМИ человечество превратиться в «глобальную деревню», что также будет в большей степени соответствовать способу познания мира нашими предками. Книга была издана в 1962 году, до появления Интернета и формирования информационного общества. Цель данной статьи - проанализировать эволюцию изменений в способе восприятия информации человеком на протяжении последнего тысячелетия и сопоставить исследование Маклюена с современным состоянием западного общества. В статье также рассматриваются психологические склонности каждого человека к восприятию информации посредством разных органов чувств, прежде всего, зрения, слуха либо осязания. Подчеркивается разница в восприятии у разных культур и народов и особенности их языка и письменности. Исследование проводилось методом исторического анализа, результаты которого позволяют сделать вывод о том, что современное информационное общество соответствует основным характеристикам «глобальной деревни», описанной Маклюеном, но способ восприятия информации остается строго визуальным с определенным смещением от текста к изображению («клиповое мышление»). Возврат к аудиальным каналам по причине распространения радио и телевидения не оправдался, а визуальный канал значительно трансформировался и расширился. Главная причина таких изменений состоит в увеличении информационных потоков и преобразовании самого человека в канал информационной сети.

VISUAL PERCEPTION IN MODERN SOCIETY, OR WHITHER THE GUTENBERG GALAXY?

The article dedicated to the ways of perceiving information in western societies and its changes over the centuries. During our civilization development human perceiving was transforming from sensitive to rational. The main reasons of that were the emergence of writing and the invention of the printing press. In his book «The Gutenberg Galaxy: The Making of Typographic Man», a famous philosopher and philologist M. McLuhan suggested that electric century of radio and TV will cause the end of the era of print culture, and humanity will return to auditory perception, which was distributed before the invention of the printing press. He also suggested that human civilization will turn to «a global village». The book was published in 1962, before the Internet and information society emergence. This article purpose is to analyze the evolution of ways of human realty perception and compare the M. McLuhan’sstudy with the current state of Western society. There’s also the description of psychological propensity of each individual to perceive information through different sensesgiven in this article. First of all, it is visual, audial perception or sense of touch. Moreover, the difference of the perception in different cultures is emphasized. The study was conducted by the method of historical analysis. The results allow concluding that modern society corresponds with the essential characteristics of a «global village», described by M. McLuhan. On the other hand, the way of perceivinginformation remains strictly visual with a certain offset from the text to the image (the»video thinking»).The visual perceiving has greatly transformed and expanded. The main reason of these changes is the increasing of informativevolumes and the transformation of the individual into the channel in information network.

Издательство
Общество с ограниченной ответственностью Научно-инновационный центр
Номер выпуска
4
Язык
Русский
Страницы
177-189
Статус
Опубликовано
Год
2015
Организации
  • 1 Российский университет дружбы народов
Ключевые слова
ways of perception; post-industrialism; "the Gutenberg galaxy"; visual turn; information society; способы восприятия информации; постиндустриализм; "галактика Гуттенберга"; визуальный поворот; информационное общество
Цитировать
Поделиться

Другие записи