В настоящей статье авторами рассматривается ранняя эпоха становления местного самоуправления и местного управления в России. Авторы подчеркивают, что в основе управления древнерусскими городами лежала совокупность традиционных органов «народоправства» и властных институтов. Значительная роль на раннем этапе формирования российского государства отводилась прямым формам народовластия, а именно коллективно-вечевым структурам, относящимся к традиционным славянским самоуправленческим институтам, которые лежали в основе формирования публичной власти. С начала XVI века в Русском государстве набирают силу процессы эффективного обустройства публичной власти, в результате которых центральная власть в лице великого князя, а затем и царя была вынуждена обратить внимание на необходимость «земского устроения». Центральная власть, делегирует некоторые властные полномочия традиционным институтам самоорганизации и самодеятельности местных сообществ. Москве нужен был устойчивый альянс с адекватным «партнером». Первая попытка централизованного реформирования местного управления (а вернее сказать, формирования) была предпринята во времена правления Ивана IV. Авторы отмечают, что в литературе данные реформы именуются губными и земскими. К основным моментам данных реформ можно отнести принятие судебника 1550 года. В заключении авторы анализируют вопросы централизации и унификации местного самоуправления, отмечают, что в конце XVI - начале XVII века в российском государстве заметно обострился конфликт между двумя принципами организации государственного управления: земским и активно насаждаемым сверху элементами бюрократической организации. По мере укрепления централизованного государства управление территориями становилось все более унифицированным.