Статья посвящена художественному воплощению категории детскости в произведениях Захара Прилепина и персонажам, обладающим неизжитой детскостью, среди которых Егор Ташевский из романа «Патологии», Саша Тишин из «Саньки», герои из рассказов сборника «Грех». Чаще всего детскость рассматривается писателем в своем положительном значении как знак открытости миру, умение восхищаться его красотой, как синоним искренности и доброты. Детскость порождает яркий и неординарный взгляд на жизнь, что выражается, в частности, в необычных ассоциациях, неожиданных сравнениях и образах, возникающих в сознании персонажей. В то же время, детскость имеет и отрицательные проявления, такие как эгоцентричность, неприспособленность к жизни, беспомощность взрослых людей. Детскость проявляется не только во внутренних качествах героев, но нередко отражается и в их внешности: сквозит во взгляде, улыбке, отдельных привычках персонажей. В статье обращается внимание на выбор лексики при описании «взрослых детей»: часто, характеризуя их, автор использует уменьшительно-ласкательные формы существительных и прилагательных, типичные для описаний ребенка.
The article deals with the category of childishness and characters of kid adults in Z. Prilepin’s novels “Pathologies”, “Sankja” and a collection of stories called “Sin”. Childishness usually has a positive meaning in Z. Prilepin’s books. It symbolizes purity, frankness, openness to the world, human kindness and sincerity, delight in life. It also involves creative ability, rich imagination, which is revealed in strange comparisons, original associations and images. At the same time childishness may be used showing disapproval as a sign of selfishness, immaturity, helplessness in adults. Childishness can also relate to appearance. It can be reflected in a childish smile or a childish look or some habits of adults. Particular attention is paid to the fact that in the descriptions of kid adults Z. Prilepin often uses diminutive nouns and adjectives more typical for the descriptions of children.