Источники индийского теизма в предфилософии: Веды и Упанишады

Исток индийского теизма (ишвара-вады) обнаруживается в предфилософии: Ведах, Упанишадах, — где формируется архетип (сущностные характеристики) божественной личности и зарождается концепт Ишвары. Божественная личность в Ведах характеризуется релятивизмом: 1) неопределенной численностью божеств; 2) отсутствием строгой иерархии в пантеоне с самодержцем на ее вершине; 3) большой степенью (поли)функциональности и зависимости ведических богов от ритуала; 4) единым онтологическим безличным началом, стягивающим многообразие богов и божеств в определенное единство панентеистического свойства. Онтологический статус божественной личности в Ведах и Упанишадах носит характер «атрибутивно-функционального теизма» (термин А.Лосева), который в отличие от «субстанционального теизма» монотеистической религиозности тесно связан с метафизикой безличного Абсолюта, первичного по отношению к личным богам.

Авторы
Номер выпуска
3
Язык
Русский
Страницы
113-122
Статус
Опубликовано
Год
2013
Организации
  • 1 Российский университет дружбы народов (Москва)
Ключевые слова
ишвара; ишвара-вада; теизм; пантеизм; панентеизм; релятивизм божественных личностей; атрибутивно-функциональный теизм; субстанциональный (абсолютный) теизм
Дата создания
09.07.2024
Дата изменения
09.07.2024
Постоянная ссылка
https://repository.rudn.ru/ru/records/article/record/136374/
Поделиться

Другие записи

Мустафин Р.Ф.
Психология. Экономика. Право. Автономная некоммерческая образовательная организация высшего профессионального образования "Институт экономики и управления в медицине и социальной сфере". 2013. С. 121-126