В статье рассматриваются основные подходы к изучению системы образования в современной науке. Анализируются их достоинства и недостатки, выделяются специальные и комплексные методы исследования системы образования. Под системой образования в Российской Федерации принято понимать совокупность, с одной стороны, преемственных образовательных программ различных уровня и направленности, федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований, а с другой - сеть образовательных учреждений и научных организаций, их реализующих и исполняющих. Сложность этой совокупности представляющей собой многоуровневую, разветвленную и весьма динамичную сеть формальных организаций и неформальных сообществ, имеющих давние, устойчивые и столь же многоуровневые экономические, социально-политические, психологические, культурные связи как друг c другом, так и c внешней средой, и ее важность для развития как человека, так и общества в целом, позволяют определить систему образования как одну из сфер социальной жизни.