В статье представлены результаты исследования особенностей коммуникативной толерантности студентов различных направлений подготовки. Научный интерес к данной теме обусловлен возрастающей ролью коммуникативной толерантности как профессионально значимого качества специалистов разного профиля, как фактора успешного обучения и развития личности студента в поликультурном образовательном пространстве современного вуза. Авторы рассматривают сущностно-содержательную характеристику понятия «коммуникативная толерантность», проводят анализ эмпирических психолого-педагогических исследований, посвященных проблемам диагностики и развития коммуникативной толерантности студентов российских вузов. В статье отражены результаты эмпирического исследования уровня коммуникативной толерантности студентов, обучающихся по направлениям «Государственное и муниципальное управление», «Журналистика», «Лечебное дело». Обосновывается необходимость разработки целостной системы развития коммуникативной толерантности, поиска психолого-педагогических методик и технологий, учитывающих индивидуальные особенности студентов, специфику их будущей профессиональной деятельности, а также специфику образовательного пространства вуза. В качестве одного из условий успешного развития коммуникативной толерантности студентов авторы выделяют использование интерактивных методов в учебном процессе и внеучебной деятельности. В статье приведена краткая характеристика авторской тренинговой программы развития коммуникативной толерантности студентов; определены перспективы дальнейших исследований.
The article presents results of a research study, focused on the issue of students' communicative tolerance. The scientific relevance in this subject is caused by the increasing role of communicative tolerance as professionally significant quality and as a factor of students' successful training and development within multicultural educational environment of modern higher education institution. The authors consider the substantial characteristic of the concept of “communicative tolerance”, analyze the empirical psychological and pedagogical research works dedicated to the problems of diagnostics and development of students' communicative tolerance in Russian higher education institutions. They present the results of the empirical research aimed at diagnosing the level of communicative tolerance of RUDN university students (study programs: “State and municipal management”, “Journalism”, “Medicine”). The authors prove the need of psychological and pedagogical methods and techniques considering individual students features, specifics of their future professional activity and specifics of educational environment of a higher education institution. The article discusses the potential of interactive methods and their use in the process of students' communicative tolerance development. The authors characterize the training program aimed at the development of students' communicative tolerance and reason about research perspectives.