Рассматривается вопрос о профессиональной подготовке социальных работников в рамках высшего образования. Актуальность исследования обусловлена изменениями социально-экономического и технологического характера, происходящими в современном обществе, подразумевающими подготовку специалистов более высокого уровня: «многофункциональных», отвечающих мировым стандартам подготовки профессионалов для реализации определенных актуальных задач. Под профессионализацией понимается процесс совершенствования знаний, навыков и умений человека в контексте той или иной деятельности, предполагающей наличие определенного предмета, представленного в культуре данного социума, и способов работы с ним. Авторы опираются на показатели уровня профессиональной подготовки, предлагаемые Ю. П. Поваренковым: профессиональную результативность, профессиональную идентичность и профессиональную зрелость. Новизна проведенного исследования заключается в выделении трех уровней «со-бытийной сущности» профессиональной подготовки специалистов социальной сферы: приспособительно-ориентационного, субъектно-эффективного и инновационно-креативного. Авторы останавливаются на позиции, в соответствии с которой студент эволюционирует как субъект деятельности лишь при наличии определенных образовательных условий: мотивирующей среды учебного заведения как фактора, способствующего активному освоению новых знаний, навыков и умений; грамотно организованных обучения и воспитания, направленных на увеличение результативности студентов и педагогов; отслеживания динамики творческого развития учащихся, их совершенствования в личностном и профессиональном отношениях.
The issue of training of social workers in higher education is considered. The relevance of the research is caused by changes of socio-economic and technological nature, taking place in modern society, implying the training of specialists of higher level: “multi-functional,” meeting international standards of training professionals to implement certain urgent tasks. Professionalization refers to the process of improving a person’s knowledge, skills and abilities in the context of an activity that involves the presence of a certain subject represented in the culture of a given society, and ways of working with it. The authors rely on the indicators of the level of professional training offered by Yu. P. Povarenkov: professional effectiveness, professional identity and professional maturity. The novelty of the research lies in destinguishing three levels of “co-existence essence” of professional training of social professionals: adaptive-orientational, subject-effective and innovative-creative. The authors dwell on the position, according to which the student evolves as a subject of activity only in certain educational conditions: motivating environment of the educational institution as a factor contributing to the active development of new knowledge, skills and abilities; well-organized training and education aimed at increasing the effectiveness of students and teachers; tracking the dynamics of creative development of students, their improvement in personal and professional relationships.