В статье рассматривается потребность в овладении родным языком в ситуации межкультурного и межэтнического взаимодействия. Показывается возрастающая роль лингвистической идентичности в современном транзитивном обществе. Раскрывается связь между потребностью в родном языке и процессом социализации и инкультурации в социуме. Демонстрируется, что гармоничное взаимодействие с окружающим миром и толерантность к другим культурам являются одним из оснований целостной идентичности и позитивного личностного и социального развития человека. Приводятся результаты эмпирического исследования потребности в языке и социокультурной и лингвистической идентичности, которые доказывают, что в основе интолерантности к другим культурам и нациям лежит не столько фрустрация потребности в языке, сколько тревожность, неуверенность в своем будущем.
The article focuses on the issue of mastering one`s mother language in situations of cross-cultural and interethnic interaction. The increasing role of linguistic identity in modern transitive society is shown. Th e links between the need for a mother-language and process of socialization and enculturation in contemporary world is revealed. It is shown that harmonious relationship with the environment and tolerance for other cultures is one of the foundations of the identity integrity and positive personal and social development. Th e article presents some results of an empirical research to reveal the need for a language and socio-cultural and linguistic identity. The obtained data proves that intolerance towards other cultures and nations is not based on frustration of the need for a language but anxiety and ambiguity about one`s own future.