Введение: актуальность исследуемых проблем, помимо чисто внутренних при чин, наиболее ярко и отчетливо проявляется на фоне расширяющегося системно институционального кризиса, охватившего в последние годы «коллективный Запад» и целый ряд восточноевропейских государств, «освободившихся от коммунистического тоталитаризма», усиленного мировоззренческим вакуумом, крахом однобоко пони маемых идеологем политкорректности, толерантности и мультикультурализма (не говоря уже о методологии экспорта «общечеловеческих ценностей», двойных стандартах и стереотипах, используемых при легитимации действий «своих» и «чужих», как в случае с Косово, Крымом или Приднестровьем). Цель: исследование тенденций, обусловленных переходом к принципиально новому этапу развития отечественного конституционализма, базирующегося, с одной стороны, на сохра нении демократических традиций народовластия, с другой - на модернизации основ федерализма, регионализма и местного самоуправления, последовательном укреплении парламентаризма и республиканской формы правления. Методологиче ская основа: сравнительно-правовой метод исследования. Результаты: изложенное свидетельствует о стагнации «западной» модели демократии, в течение длитель ного периода времени служившей ничем иным, как «примером» для подражания. Не меньшее значение имеет в т.ч. факт стабильности политического режима, резкие, не отвечающие «требованиям дня», трансформации которого чреваты не только экс цессами осени 1993 г., но и «майданами» и «цветными революциями» всех мастей, чем вызван жесткий алгоритм внесения в текст учредительного акта соответствующих поправок, изменений и дополнений, препятствующих хаотизации важнейших сфер общественных отношений. Вывод: сопоставляя национальное (не отрицая элементов заимствования или компиляции) и зарубежное, приходит понимание необходимости, более того - целесообразности дальнейшей демократизации, сложившейся за 25 лет системы разделения властей и сдержек и противовесов, с усилением конституцион ных механизмов подлинного народовластия.
Background: the urgency of the researched problems, besides purely “internal” reasons, is more clearly and distinctly manifested on the background of the extending system -in stitutionary crisis which has swept in recent years in “the collective West” and a number of the countries, “liberated from Communist totalitarianism”, hardened by the ideological vacuum, crash of imperatively understood political correctness ideologeme (one-sidedly understood concepts), tolerance and multiculturalism (not to mention export methodology of “universal values”, the double standards and stereotypes used at legitimation of actions «ins and outs» as in the case with Kosovo, the Crimea or Trans-Dniester). Objective: the author supposes to study the tendencies stipulated by the transition to the essentially new stage of development of fundamentals of the national constitutionalism which is based on preserving democratic traditions of democracy on the one hand and on modernization of federalism, regionalism and local self-government, consecutive strengthening of parliamen tary and the republican form of government on another hand. Methodology: in doing the research the comparative and legal methods of studies were applied. Results: set forth herein argues for the stagnation of the “western” democracy model, serving not as an “example” for imitation during the long period of time. Equal value has also the fact of the stability of a political regime, the sharp, not meeting “the requirements of day”, transformations of which are fraught not only with excesses of autumn of 1993, but also “мaidans» and “color revolutions» of all kinds. It causes the rigid algorithm of amendment of constitutive act, changes and additions in it which preventing chaotization in the most important spheres of the public relations. Conclusions: the author states that comparing national (not denying elements of adoption or compilation) and foreign, we comprehend the need, moreover - rea sonability of the further democratization which developed in twenty-five years of system of division of powers and check-and-balance system with strengthening of the constitutional mechanisms of real democracy.