Не дай бог жить в эпоху перемен… Неловко приводить древнее китайское высказывание, приписываемое Конфуцию, - настолько часто оно цитируется, но большие перемены обществу даются нелегко. А о том, насколько труднее проводить реформы, зачастую окруженные недовольством, молвой и кривотолками, могут сказать только сами реформаторы. Владимир ФИЛИППОВ, несомненно, принадлежит к их числу. С 1998 по 2004 годы он возглавлял Министерство образования России. И один только перечень кардинальных изменений, проведенных или начатых в тот период, мог бы занять журнальную страницу: компьютеризация школ, разработка новых стандартов всех уровней образования, введение профильной старшей школы, оптимизация сети сельских школ и программа «Школьный автобус», перевод школ в статус юридических лиц, перевод заработной платы учителей с муниципального уровня на уровень субъектов РФ, разработка нормативно-подушевого финансирования, создание попечительских советов, введение ЕГЭ, целевого приема в вузы, введение социальных и академических стипендий, вхождение страны в Лиссабонскую конвенцию и Болонский процесс, переход на многоуровневую систему «бакалавр - магистр», применение системы зачетных единиц и прочее, прочее, прочее. Причем показательный случай: коллектив Российского университета дружбы народов, «отпустив» тогда своего ректора на министерский пост, обратно ждал только его же. И вновь, спустя десятилетие, судьба вручила ему сложнейшую задачку, и опять без права заранее «подсмотреть ответы» - навести порядок в системе научной аттестации. Причем оставаясь и ректором, и преподавателем, и ученым-исследователем… Впору признать, что многогранность и уравнения со множеством неизвестных - понятия для этого человека не только математические, но и жизненные.