Описание курса. Цель курса. На наших глазах определение «безопасность» из понятия преимущественно военного превратилось в категорию многогранную, затрагивающую фактически все сферы жизни и деятельности цивилизации. Поэтому интегральный показатель защищенности человечества - безопасность государства, общества, личности - вызывает в последнее время повышенный интерес исследователей, склонных из разрозненных концепций, моделей защиты социума синтезировать научную дисциплину1. Авторы настоящей программы солидарны с подобными мнениями. Ибо от точности описания сущностных характеристик матрицы угроз, от реалистичности мониторинга, прогнозирования, адекватного реагирования на них властных институтов, национальных и наднациональных политических организаций зависит выживание человека как вида. У политологов на таком обширном проблемно-тематическом поле, как «безопасность» есть свой исследовательский сегмент. Поскольку многопрофильный объект изучения связан с деятельностью ведущих акторов международного права, с выработкой и реализацией национальных, региональных, глобальных проектов сохранения цивилизации. В том числе дипломатическими, экономическими, технологическими и военными мерами. Ведь политическое решение на применение военной силы по своим стратегическим последствиям многократно превосходит принятие любого управленческого решения, скажем, в аграрном секторе экономики или ЖКХ. Академик РАН Ю.А. Поляков в журнале «Свободная мысль» с сожалением констатирует: «…такой ситуации, как ныне, не было никогда, что вопрос «или-или» стал реальным. Худо будет человечеству, если это не окажется понятным. Поэтому на вопрос, погибнет ли человечество, я отвечаю: «скорее да, чем нет»1. А его коллега, председатель Уральского отделения РАН, вице-президент РАН академик В.А. Черешнев в научно-популярном журнале пишет: «Я убежден, что до экологической катастрофы еще далеко. Возможности человеческого организма необычайно велики»2. Этот оптимизм хорошо экстраполируется на оценку силы верной научной концепции, или, по словам Ф. Энгельса, «последовательности мысли». «…В теоретическом естествознании, которое свои взгляды на природу, насколько возможно, объединяет в одно гармоническое целое (курсив авт.) и без которого в наше время не может обойтись самый скудоумный эмпирик. Нам приходится очень часто оперировать не вполне известными величинами и последовательность мысли во все времена должна была помогать недостаточным знаниям двигаться дальше»3. И в этой связи правомерно поставить вопрос не только о выяснении пределов противоречий, изложенных научными авторитетами, нашими современниками, но и о пересмотре приоритетности тем фундаментальной и прикладной политической науки. Впору вести речь о коррекции программы предмета «Политология» с учетом последних достижений естественно-научной и военно-политической мысли. «По моему мнению, - писал академик Н. Моисеев, - новая цивилизация должна начаться не с новой экономики, а с новых научных знаний и с новых образовательных программ». К слову, доктора философских наук из ИСПИ РАН А. Капто и В. Серебрянников еще в 2000 году в журнале «Диалог» рекомендовали вузам, готовящим кадры для высших сфер государственной деятельности (Академии госслужбы, Генштаба, ФСБ и др.), давать соответствующую подготовку студентам и ввести курс «Невоенные средства обеспечения военной безопасности государства». А их коллеги из МГУ (факультет государственного управления) создали учебное пособие «Глобальное управление», в котором проблемам безопасности уделили самое пристальное внимание4. Авторам могут возразить, что мы, мол, посягаем на объект исследований военной науки, на прерогативы Академии ГШ и видовых НИИ силовых министерств… Это узкоотраслевое понимание ситуации. Во-первых, социальных наук «цвета хаки» не существует, равно как не может быть - в эру информационных технологий - закрытых тем для политологического анализа. Во-вторых, история знает немало примеров плодотворного сотрудничества разных исследовательских отраслей и школ (кибер