Естественнонаучная картина мира: преемственность среднего и высшего образования

Описаны проблемы, связанные с формированием естественнонаучной картины мира у школьников и студентов вузов. Предложены пути согласования новых интегрированных курсов: «Естествознание» в средней школе и «Естественнонаучная картина мира» в высшей школе. Высказана идея о единой структуре и общих интеграционных центрах в содержании этих курсов. Единая структура предполагает объединение изучаемых объектов по размерному признаку в три блока: мегамир, макромир и микромир. Формирование естественнонаучной картины мира в рамках этой структуры включает два этапа. Первый - формирование естественнонаучной картины по оси X: школьники изучают элементы этих миров от галактик до элементарных частиц, их характерные масштабы, и законы функционирования. Второй - формирование естественнонаучной картины по оси t: школьники изучают эволюцию объектов живой и неживой природы от Большого взрыва до наших дней. Интеграционные центры - это те области курсов, которые являются общими для всех естественных наук (физики, химии, биологии и др.). Выделено три интеграционных центра, в содержании которых школьники и студенты должны ориентироваться при работе по разным программам и учебникам: общий объект изучения естественных наук - природа (вещество и поле), общие методы изучения - естественнонаучные методы познания, общие понятия - универсальные понятия естествознания (энергия, вероятность и др.).

The Natural-Science Picture of the World: Succession of Secondary and Higher Education

The article describes the problems related to the formation of natural scientific worldview in schoolchildren and university students. The authors also propose a way to bring into compliance the new integrated courses which are "Natural Science" in secondary school and "Natural scientific worldview" in high school. The idea suggested in this article is that the mentioned courses should share the single structure and common integration centers in their content. Single structure of the courses mentioned above assumes that all studied objects are divided into three groups according to their size which are mega-, macro- and micro- worlds. Formation of natural scientific worldview in this framework consists of two stages. The first stage is the formation of natural scientific worldview over the Xaxis: students study objects of the three groups ranging from galaxies to the elementary particles, their typical scales and laws of functioning. The second stage is the formation of natural scientific worldview over the t axis: students study the evolution of animate and inanimate natural objects from the Big Bang to the present day. Integration centers are the areas of mentioned courses that are common for all of the natural sciences (physics, chemistry, biology, etc.). The article distinguishes between three integration centers, the contents of which must be familiar to pupils and students studying different programs and textbooks: common object of study of natural sciences (i.e. Nature which is matter and field), common methods of study (i.e. scientific approach to nature investigation) and common concepts (i.e. universal concepts of natural sci- л-i ence such as energy, probability, etc.).

Авторы
Одинцова Н.И.1 , Одинцова Е.Е. 2
Издательство
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Московский педагогический государственный университет"
Номер выпуска
3-1
Язык
Русский
Страницы
16-21
Статус
Опубликовано
Год
2014
Организации
  • 1 Московский педагогический государственный университет
  • 2 Российский университет дружбы народов
Ключевые слова
мегамир; макромир; микромир; mega world; macro world; micro world; integrated courses; methods of teaching natural science; natural science worldview formation; integration centers of natural science; интегрированные курсы; методика обучения естествознанию; формирование естественнонаучной картины мира; интеграционные центры естествознания
Цитировать
Поделиться

Другие записи

РОЗАНОВ В.В., СЕВЕРИН А.Е., ЧЕРНЯЕВ А.П., КАРТАШОВ В.Т.
Вестник новых медицинских технологий. Электронное издание. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Тульский государственный университет. 2014. 210 с.