В центре внимания автора статьи - проблема графической экспликации словесного образа в жанре фигурных стихов и формирование визуальной риторики в поэзии раннего средневековья. Фигурные стихи (carmina figurata) - самый ранний жанр визуальной поэзии, в которой рождается новая синтетическая образность. В зримой графике фигурных стихотворений Симмия Родосского, Досиада Критского и Феокрита очевидна аналогия поэзии и живописи: на уровне бытового и мифологического описания предмета происходит его визуализация, на уровне рецепции -отражение знаковосимволистской образности поэтического текста через фигуративную иконичность. Важный вклад в формирование нового визуального языка в вербальном тексте внесли и латинские поэты. Хорошо известен визуальный эксперимент Публилия Оптациана Порфирия в «Панегирике императору Константину Великому» (326), в котором универсальные характеристики вербального и визуального языков репрезентируют некий семантический универсум и способ организации риторического послания. Новый способ изобразительной сигнификации артикулировал новую форму выражения не только посредством языка как такового, но и особого подхода к музыкальной выразительности поэтического текста. Сохранились уникальные рисунки из нотных знаков поэта и музыканта XIV века Бода Кортье: трехголосное рондо «Belle, Bonne, Sage», нарисованное в форме сердца. Семантику латинского креста переосмысливает латинский стихотворец Рабан Мавр в трактате из двух книг «Похвала Святому Кресту», в котором смысловая структура текста становится изобразительно доказательной и устанавливается связь между лексическим инвентарем и системой обозначения, коррелируются вербальный и визуальный континуум.
Examines the way the verbal image represents itself graphically in the shape of pattern poems and traces the forming of visual rhetorics back to the early medieval poetry. Pattern poems ( carmina figurata ) are considered to be the earliest genre of the visual poetry, where from new synthetic form springs. Visual images of pattern poems by Simmias of Rhode, Dosiades of Crete, Theocritus reveal the obvious interconnection between poetry and painting. The description visualises common or mythological object, while its reception is based on the reflection of the signsymbolic level of the poetic structure in figurative iconicity. In addition, Latin poets contributed greatly to shaping verbal text as a new visual language. Particularly wellknown is the visual experiment by Publilius Optatianus Porphyrius, namely The Panegyric to the Emperor Constantine the Great (326), in which the universality of verbal and visual levels represents the semantic whole and the way the rhetoric message is structured. A new approach to visual signification gave a new expressive form not just with the means of language as such but as a specific mode of musical expression of a poetic text. One may recall exceptional drawings based on the depiction of musical signs by the poet and musician Baude Cordier (c. 1380 - c. 1440), namely Belle, Bonne, Sage rondo for three voices presented in a heartshaped score. The semantics of the Latin cross was reconsidered by the Latin poet Rabanus Maurus Magnentius (c. 780-856) in his treatise De laudibus sanctae crucis, where the semantic structure of the text distinctly reveals its visual potentials and the lexical level correlates with the sign system, so that verbal and visual elements constitute each other.