Актуальность исследования связана с содержанием инклюзивного образования, в рамках которого предполагается демонстрация всеми учащимися приемлемых результатов при минимизации издержек психологического характера. Рассматриваются понятия «эффективность» и «эффективность образования», приведенные в российских словарях по экономике, педагогике и смежным областям. В соответствии с полученными данными, понятие «эффективность образования» базируется не на терминологическом (экономическом), а на общелитературном значении существительного «эффективность»: выявлено, что имеется в виду качество, действенность, результативность образования, а не соотношение полученных результатов (усвоенных детьми знаний, сформированных у них навыков) с разного рода затратами (трудовыми, финансовыми, временны́ми и прочими). В то же время подчеркивается, что практически все дефиниции термина «эффективность образования» напоминают определения экономического понятия «эффективность» с точки зрения структуры: рассмотрение результатов происходит не обособленно, а с учетом дополнительного фактора, которым в большинстве изученных дефиниций являются цели образования. Проводятся обзор и предварительный анализ ресурно-иерархической модели школьного инклюзивного образования (автор И.С. Самохин). Новизна исследования состоит в изложении позиции, согласно которой все ресурсы обучающихся разделены на две категории: неприкосновенные (эмоциональный комфорт, здоровье, гармоничные отношения с окружающими) и те, что могут расходоваться в любом объеме (время, силы, свобода), если при этом не наносится ущерб ресурсам предыдущей категории.
The relevance of the research is associated with the content of inclusive education, within which all students are expected to demonstrate acceptable results with minimal psychological expenses. The authors of this paper study the concepts «эффективность» (“effectivnost”) and «эффективность образования» (“effectivnost’ obrazovaniya”) given in the Russian dictionaries on economics, pedagogy and adjacent fields. According to the received data, the concept “effectivnost’ obrazovaniya” is based not on the terminological (economic) but on the general literary meaning of the Russian noun «эффективность». It is revealed that the quality and effectiveness are meant, and not the ratio between the obtained results (knowledge acquired by children or their newly formed skills) and different kinds of expenses (labour, financial, temporal). At the same time, it is emphasized that practically all the definitions of the term «эффективность образования» bear a clear resemblance to the definitions of the economic concept «эффективность» (similar to the English concept “efficiency”) at the structural aspect: the results are not studied separately, but taking into account the additional factor, which is represented by educational goals in most definitions. Besides, the authors conducted a review and preliminary analysis of the resource-hierarchical model of school inclusive education (developed by Ivan Samokhin). The novelty of the research is seen in the position according to which all resources of students are divided into two categories: reserved (emotional comfort, health, harmonious relations with other people) and those that can be expended as much as needed (time, efforts, freedom) unless it does harm to reserved resources.