В статье анализируется опыт организации совместных российско-китайских программ бакалавриата и магистратуры, их современное развитие и нормативно-правовое и организационное обеспечение. Методологическую основу работы составляют компаративистский и проблемно-хронологический методы, а также контент-анализ и ивентанализ. Особое внимание автор уделяет схемам обучения, направлениям подготовки и вопросам географии распространения данных программ. Выделены десять разных схем обучения, показано их развитие с середины 1990-х гг. Анализ направлений подготовки позволяет выявить, какие специальности представляют наибольший интерес с точки зрения дальнейшего трудоустройства выпускников и насколько они соответствуют общим тенденциям организации совместных программ в определенных областях науки в рамках взаимодействия с другими иностранными государствами. Исследование географии двусторонних программ дает возможность составить рейтинг российских и китайских регионов, сотрудничающих в данной сфере, показать степень их взаимодействия, а также выделить применительно к каждому региону группу вузов-лидеров по количеству университетов-партнеров из России и Китая и по численности совместных программ. Автор обращает внимание на проблему недостаточной разработанности нормативно-правовой и организационной базы российско-китайского сотрудничества в области организации бакалаврских и магистерских программ. В представленной статье также проводится сравнительный анализ совместных образовательных программ России и Китая в партнерстве с другими иностранными государствами. Благодаря этому удается определить долю российско-китайских программ в указанной сфере межвузовского взаимодействия.
This article analyzes the experience of establishing Russian-Chinese joint Bachelor’s and Master’s Programs, their modern development and legal grounds. The author uses the comparative and the problem-chronological methods, as well as such methods as content analysis and event analysis. The author pays particular attention to the training plan, the areas of study and the geographic coverage of joint programs. The author identifies ten different training schemes, showing their development since the mid-1990s. The analysis of the areas of study shows which areas are of most interest in terms of employment for the graduating students and how well they are consistent with the general trends of establishing joint programs with other States. The study of the geography of the Russian-Chinese joint programs makes it possible to set a rating of the Russian and Chinese regions cooperating in this area, to show the degree of their interaction and to also identify the group of universities-leaders in the number of partner universities and in the number of joint programs. The author draws attention to the problem of the inadequacy of the legal and institutional framework of the Russian-Chinese cooperation in the field of the Bachelor’s and Master’s programs. This paper also provides the comparative analysis of the Russian and Chinese joint educational programs in partnership with other foreign States. As a result the author defines the proportion of the Sino-Russian programs in this field of inter-university collaboration.