СВЯЗЬ СТРАТЕГИЙ СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯИ СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙВЫПУСКНИКОВ ДЕТСКОГО ДОМАПРИ ПРАВОСЛАВНОМ МОНАСТЫРЕ В ГВАТЕМАЛЕ

Представлены результаты исследования стратегий совладания и смысложизненых ориентаций выпускников детского дома при православном монастыре в Гватемале (N = 60). Актуальность исследования обусловлена возможностью формирования рекомендаций по организации воспитательного процесса в детских домах как светского, так и религиозного характера на основе понимания особенностей исследуемых показателей и связи между ними. Целью исследования являлось изучение особенностей адаптации выпускников детского дома при православном монастыре в Гватемале с опорой на оценку наличия и характера связи стилей совладающего поведения и смысложизненных ориентаций испытуемых. Основной гипотезой исследования являлось наличие особенностей социальной адаптации выпускников исследуемого детского дома, выражающихся в иерархии смысложизненных ориентаций и их связи со стратегиями совладающего поведения, в сравнении с молодыми людьми, воспитанными в семьях. Исследование стратегий совладания проводилось с использованием методики Дж. Амирхана, смысложизненные ориентации исследовались по методике Д. А. Леонтьева. Полученные результаты сопоставлены с более ранними данными аналогичного исследования латино-американских студентов, обучающихся в России и воспитанных в семьях. Выявлено, что для испытуемых характерно использование адаптивного стиля совладания. Иерархия жизненных смыслов выражена неявно, что отличает их от молодых людей, воспитанных в семьях. У молодых людей, с рождения воспитанных в детских домах, преобладает значимость результата. У этой же подгруппы выявлена положительная связь между стратегией «избегание» и целями жизни, что указывает на пассивную позицию в достижении целей. Разработанные по результатам исследования рекомендации направлены настоятельнице монастыря для применения в работе со следующими поколениями воспитанников.

Connection between Coping Behaviour Strategiesand Life-Purpose Orientations of the Graduatesof Orthodox Monastery Orphanage in Guatemala

The article presents the results of the study of coping strategies and life-purpose orientations of graduates of an orphanage at an Orthodox monastery in Guatemala (N = 60). The relevance of the study is conditioned by the possibility of forming recommendations regarding organization of the upbringing process in both secular and religious orphanages, based on the understanding of characteristics under study and the relationship between them. The purpose of the investigation is to study adaptation peculiarities of orphanage graduates at an Orthodox monastery in Guatemala, based on the assessment of the presence and nature of the relationship between styles of coping behavior and life-purpose orientations of the subjects under study. The main hypothesis of the study was the presence of social adaptation peculiarities of the orphanage graduates under study, expressed through the hierarchy of life-purpose orientations and their connection with strategies of coping behavior, in comparison with young people brought up in families. The study of coping strategies was performed with D. Amirkhan’s method, life-purpose orientations were studied with D. A. Leontiev’s method. The obtained results have been compared with earlier data of a similar study of Latin American students studying in Russia and brought up in families. It was revealed that subjects under study were characterized by the use of adaptive coping style. The hierarchy of life purposes is expressed implicitly, which distinguishes them from young people brought up in families. Significance of the result is predominant in young people who have been brought up in orphanages since their birth. In the very same subgroup we can observe positive relationship between the strategy of “avoidance” and life goals, which indicates their passive position in achieving goals. Recommendations developed on the basis of results of the present investigation have been sent to the abbess of the monastery and can be used in her work with the next generations of pupils.

Издательство
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского"
Номер выпуска
1
Язык
Русский
Страницы
78-84
Статус
Опубликовано
Том
7
Год
2018
Организации
  • 1 Российский университет дружбы народов, Москва, Россия
Ключевые слова
воспитанники детских домов; orphans; social adaptation; coping strategies; coping behavior; life-purpose orientations; coping resources; социальная адаптация; стратегии совладания; совладающее поведение; смысложизненные ориентации; ресурсы совладания
Цитировать
Поделиться

Другие записи

Чеботарева Е.Ю.
Известия Саратовского университета. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского". Том 7. 2018. С. 156-163
Савин А.Ю., Стернин Б.Ю., Шроэ Э
Успехи математических наук. Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Математический институт им. В.А. Стеклова Российской академии наук. Том 73. 2018. С. 179-180