Связанные продажи и пакетирование, как коммерческие решения, применяются предпринимателями повсеместно. Потребители сталкиваются со связанными продажами и пакетированием каждый день, приобретая, например, бизнес-ланч, мобильный телефон с договором на оказание услуг связи, билет "туда и обратно" или костюм-тройку. Очевидно, что связанные продажи и пакетирование являются очень выгодными для потребителей практиками, поскольку они всегда предоставляют немедленную потребительскую выгоду в виде низких цен, и, кроме того, они экономят время и устраняют проблему выбора. Однако если такие коммерческие решения применяют хозяйствующие субъекты, занимающие доминирующее положение, проблема связанных продаж и пакетирования как антиконкурентных действий становится значительной. Настоящая работа анализирует проблему связанных продаж и пакетирования как антиконкурентных действий в соответствии со статьей 102 Договора о функционировании Европейского союза. Делается вывод о необходимости либерализации подхода к проблеме связанных продаж и пакетирования, применяемых доминирующими на рынке субъектами, для обеспечения более эффективного развития рыночных отношений и конкуренции на общем рынке ЕС.