ИДЕНТИЧНОСТЬ КАК ДИНАМИЧЕСКАЯ ИЕРАРХИЧЕСКАЯ СИСТЕМА: СОЦИАЛЬНЫЙ И КУЛЬТУРНЫЙ КОНТЕКСТ ФОРМИРОВАНИЯ

В соответствии с методологией конструктивистского подхода идентичность личности,  выражающаяся в уникальном образе Я, рассматривается как динамическая иерархическая  система. В рамках данного подхода на основе результатов применения теста М. Куна и Т.  Макпартленда осуществлена разработка и апробация специального опросника,  позволяющего установить ранг значимости 16 категорий, отражающих социально-ролевые  компоненты идентичности в основных сферах жизнедеятельности, и тем самым представить  индивидуальную или групповую структуру идентичности как упорядоченную иерархию. На  выборке из 1251 студента, различающихся по полу, возрасту, национальности, религии,  региону проживания и профессиональной направленности обучения, доказано значение  принадлежности к соответствующей социальной или культурной группе для формирования иерархии компонентов идентичности. Установлено, что наибольшее значение для ранга компонентов идентичности имеет гендерная и профессиональная принадлежность, а также в меньшей степени принадлежность к этноконфессиональной  группе и регион проживания исследуемых. Принадлежность к той или иной социокультурной группе во всех случаях является важной дифференцирующей  характеристикой, определяя различия значимости соответствующего основания  идентичности в иерархии. При этом социокультурная принадлежность в большинстве  случаев одновременно оказывает влияние на ранг значимости не менее половины других  компонентов идентичности, тем самым определяя общую структуру идентичности. В  заключение делается вывод о том, что принадлежность студентов к конкретной гендерной,  учебно-профессиональной, этнической, конфессиональной или региональной  социокультурной среде выступает важной детерминантой формирования иерархии образов,  определяющей особенности и структуру идентичности личности.

IDENTITY AS A DYNAMIC HIERARCHICAL SYSTEM: SOCIAL AND CULTURAL CONTEXT OF FORMATION

In accordance with the methodology of the constructivist approach, the personal identity manifested as a unique self-image is regarded  as a dynamic hierarchical system. Under the approach based on M.  Kuhn and T. McPartland’s test, we have developed and put into  practice a special questionnaire, which allows ranking 16 categories  in terms of their importance. These categories reflect social role  components of identity in the main spheres of life, thus presenting  an individual or a group identity structure as an orderly hierarchy.  Based on a sample of 1251 students of various sex, age, nationality, confession, residence and field of study, we have proved  that affiliation to a certain social or cultural group influences the  hierarchy of identity components. The study has shown that gender  and professional affiliation are of highest impact on the significance of identity components, as well as, albeit less  substantial, belonging to a particular ethnoreligious group and being  the resident of a certain region. Sociocultural affiliation in all  instances was an important differentiating characteristic, which  determined the disparities in significance of the respective basis of  the identity in the hierarchy. At the  same time, sociocultural  affiliation in most cases had an effect on the importance of less than  a half of the other identity components, thus determining the  general structure of the identity. In conclusion, gender, educational  and professional, ethnic, confessional or regional sociocultural group  is a significant social determinant of personal development in the  formation of the self-image hierarchy, which underlies the characteristics and structure of one’s identity.

Авторы
Яницкий М.С.1 , Серый А.В.1 , Браун О.А.1 , Пелех Ю.В.2 , Маслова О.В. 3 , Сокольская М.В.4 , Санжаева Р.Д.5 , Монсонова А.Р.5 , Дагбаева С.Б.6 , Неяскина Ю.Ю.7 , Кадыров Р.В.8 , Капустина Т.В.8
Издательство
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Кемеровский государственный университет"
Номер выпуска
2
Язык
Русский
Страницы
131-140
Статус
Опубликовано
Год
2018
Организации
  • 1 Кемеровский государственный университет
  • 2 Академия им. Яна Длугоша
  • 3 Российский университет дружбы народов
  • 4 Российский университет транспорта (МИИТ)
  • 5 Бурятский государственный университет
  • 6 Забайкальский государственный университет
  • 7 Камчатский государственный университет им. Витуса Беринга
  • 8 Тихоокеанский государственный медицинский университет
Ключевые слова
студенты; students.; identity; self-image; sociocultural environment; youth; идентичность; образ Я; социокультурная среда; молодежь
Цитировать
Поделиться

Другие записи

Бакирова А.М.
Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Гуманитарные и общественные науки. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Кемеровский государственный университет". 2018. С. 58-61